Методические материалы для организации работы по устройству детей в семью. Книга 2 "Нормативная база процессного управления работой органа опеки"
Авторизуйтесь чтобы увидеть прикрепленные файлы.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предлагаемый Вашему вниманию сборник методических материалов в четырех книгах содержит результаты 12‐летней работы, направленной на создание профессиональных служб органов опеки и попечительства по профилактике сиротства и по семейному устройству детей. Материалы подготовлены и публикуются в рамках работы по Государственному контракту в рамках Федеральной Программы развития образования в Российской Федерации в 2002 г. и прошли Федеральный Экспертный Совет Минобразования России в 2004 г.
Данное четырехтомное издание является первым подобным изданием, рекомендованным Минобразования России для широкого использования и содержащим руководство по созданию в России сети таких профессиональных служб. Впервые широкому кругу специалистов и управленцев представлено пособие, содержащее и методические рекомендации, и проекты документации для таких служб.
Показано, как выстраивать единый процесс работы с семьей, находящейся в кризисе, и ребенком, лишенным попечения, как предоставить ему своевременную и квалифицированную профессиональную помощь и добиться основного результата — удовлетворения его потребностей, нормального развития и адаптации. Даются рекомендации и о каскадном способе внедрения данного подхода в широкую практику, о проведении переподготовки и последующем супервизировании кадров для перепрофилируемых в службы органов опеки сиротских учреждений и центров.
Основными задачами данного издания является:
Основой работы по защите прав ребенка является взаимодействие органа опеки с семьей (как биологической, так и замещающей). Такое взаимодействие должно быть юридически закреплено, с четким установлением прав и обязанностей сторон — родителей, замещающей семьи, уполномоченной службы органа опеки, которая необходима для предоставления необходимых услуг обеим семьям.
Показано, что наилучшее обеспечение интересов ребенка перестанет быть декларацией и превратится в реально достижимый результат только если все действия по защите прав ребенка будут планироваться органом опеки, осуществляться силами профессионалов уполномоченных служб и затем — оцениваться и пересматриваться органом опеки, с учетом результатов для ребенка и меняющихся обстоятельств.
Само же устройство ребенка в семью будет успешным, только если:
Очевидно, что такая работа, как и работа, направленная на изменения в кризисной семье, не может осуществляться силами только административных работников органа опеки и попечительства и требует привлечения широкого круга профессионалов, т. е. создания специальных уполномоченных организаций органа опеки. Подобные службы и были фактически созданы на базе реформированных детских домов и приютов, превратившихся из учреждений для содержания детей в систему социально — педагогических и реабилитационных служб, оказывающих профессиональную помощь и услуги детям и семьям.
Таким образом, итогом 12‐летней опытно‐экспериментальной работы можно назвать как создание действующих региональных моделей профессиональных служб по профилактике сиротства и по устройству детей в семью, так и то, что, по сути, была разработана и апробирована, с учетом региональных аспектов, новая модель работы по опеке и попечительству, основанная на использовании процессного управления системой госопеки.
Основу подхода составляет единый процесс ведения дела каждого ребенка — от момента выявления кризиса в семье до снятия ребенка с учета как нуждающегося в помощи, или до усыновления. Орган опеки принимает и пересматривает решения о формах и результатах защиты прав ребенка, нуждающегося в защите. Его уполномоченные организации — профессионально обеспечивают подготовку и реализацию решений.
Предлагаемый процесс имеет вид цепочки последовательных действий по защите прав и законных интересов детей:
![]() Процесс завершается либо возврат ребенка в кровную семью и последующим снятием кровной семьи с учета в органах опеки и попечительства, либо усыновлением ребенка.
Основные причины нынешнего неудовлетворительного положения дел с защитой прав детей — плохая организация работы, концентрация внимания ведомств на ресурсах (материальных условиях проживания, оснащенности, наличие документов и кадров), а не результатах для конкретных семей и детей. Мы считаем, что для эффективной работы необходимо сделать деятельность работу органов опеки более избирательной, нацеленной на конкретные проблемы и реальные потребности детей и семей, а также придать ей интеграционный характер, преодолев межведомственную разобщенность. Подробное описание
предлагаемой нами модели изложено в книгах настоящего пособия.
Пособие состоит их четырех книг.
Книга 1 представляет собой методическое пособие, содержащее описание основных подходов, процессов и технологий работы как органа опеки, так и его профессиональных служб. Основные нормативные материалы, типовая документация служб, программы — содержатся в книгах 2—4, которые являются приложениtм к книге 1. Таким образом, все четыре книги составляют единое пособие, рассказывающее, каким образом организовать профессионально весь процесс защиты прав ребенка и обеспечить его благополучие и интересы наилучшим образом.
1. Представлены основные концептуальные положения предлагаемой модели органа опеки — о едином процессе «ведения ребенка», о планировании попечения и создании сети профессиональных служб по профилактике сиротства и устройству детей в семью. Дается и описание системы мер по внедрению данной модели
— на федеральном уровне (создание ресурсного центра);
— на региональном уровне (перепрофилирование сиротских учреждений в службы
органа опеки);
— на местном уровне (введение нового процессного управления органом опеки).
2. Дано описание деятельности службы по работе с кризисной семьей с целью ее сохранения и службы по устройству детей в семью, с указанием основных принципов, этапов и технологий работы таких служб и рекомендаций по проведению процесса перепрофилирования действующих учреждений сиротского типа в такие службы.
3. Приводятся данные эмпирического исследования создания таких служб в 22 регионах России.
В Книге 2:
Дается обзор нормативно‐правовой документации реформирования работы по опеке и попечительству — предложения для внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство, модельный Закон для субъекта Российской Федерации, проект Устава уполномоченной организации, пакет сопутствующих подзаконных актов, содержащих основные процедуры и последовательность действий по планированию попечения, по работе с ребенком и семьей в кризисе и по работе по устройству детей в семью. Также в данной книге приводится обоснование для формирования штатов уполномоченной организации органа опеки по профилактике и устройству в семью, представляющее собой сравнительный анализ услуг, предоставляемых сиротским учреждением и учреждением, перепрофилированным в уполномоченную организацию органа опеки.
В Книге 3:
Содержится описание работы службы по сохранению ребенка в биологической семье. Процесс работы служб по сохранению ребенка в биологической семье представлен в виде пособия и тренинга как для управленцев органов опеки и попечительства, так и для персонала такой службы.
В Книге 4:
Подробно рассмотрена история развития профессиональной службы по устройству детей в семью. Приводится руководство для службы по устройству детей в семью и аналитический обзор подходов к проведению и самих программ подготовки и оценки граждан, желающих взять детей на воспитание в семью. Впервые полностью публикуется руководство для ведущего программ подготовки и текст тренинговой программы подготовки и оценки кандидатов в патронатные воспитатели, разработанный Центром «Наша Семья» на основе 10‐летнего опыта работы на базе детского дома № 19 г. Москвы.
В настоящих четырех книгах содержатся, в основном, разработки научного коллектива Центра обучения и исследований детского благосостояния «Наша Семья», с участием экспертов Минобразования России и сотрудников ГОУ детского дома № 19 г. Москвы. Материалы готовились как обобщение результатов работы профессиональных служб по работе с кризисной семьей и по устройству детей в семью на базе детского дома № 19 г. Москвы и аналогичных экспериментальных площадок по патронатному воспитанию в 22 регионах России. Однако авторами учитывались и опубликованные данные по работе по устройству детей в семейно‐воспитательные группы приютов и социально‐реабилитационных центров.
Авторы выражают глубочайшую признательность всем тем, кто оказал неоценимую помощь в разработке и подготовке данного материала: руководителям и специалистам Минобразования России и Центрального окружного управления образования г. Москвы, коллегам из Центра «Наша семья» и детского дома № 19 г. Москвы, руководителям и специалистам органов исполнительной власти и экспериментальных площадок по патронату Калининградской, Новгородской, Нижегородской, Смоленской, Самарской, Владимирской, Архангельской, Республики Карелия, Пермской, Томской, Курганской, Оренбургской областей, Красноярского Края, Алтайского Края, Удмуртии, Читинской области, Республики Башкортостан, а также руководителям и сотрудникам «Дома Милосердия» и «Воспитательного дома» г. Санкт‐Петербурга, и кроме того рецензентам данного пособия, благодаря замечаниям и советам которых материал был существенно доработан.
Авторы выражают надежду, что данное пособие окажется полезным и специалистам, работающим с детьми, разлученными с семьей, и управленцам, принимающим решения о судьбе этих детей.
От имени коллектива авторов — Мария Терновская, к. пед. н.
Центр «Наша Семья», детский дом № 19, г. Москва
Связанные материалы:
|