04 января 2014, 13:34

Проблемы постинтернатной адаптации

 

Автор: И.В. Баева, Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Заворонежский детский дом», социальный педагог

В современных условиях, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни становится одной из главных задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Большинство выпускников интернатных учреждений оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Находясь на государственном обеспечении, ребенок получает все блага без особых усилий. Поэтому выпускники детских домов испытывают большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не осознавались или казались неважными. 

Известно, что степень открытости (закрытости) места, где живет и учится ребенок, во многом определяет развитие воспитанников. У воспитанников закрытых интернатных учреждений (школы-интернаты) отсутствуют типичные для обычных детей социализаторы – семья, детский сад, школа, кружки, спортивные секции, родственники, личные и родительские друзья и знакомые, соседи, двор. При этом сужается не только круг общения (а значит – и обмен информацией, ролями), но и стартовые возможности к развитию. 

Процесс социальной дезадаптации можно проследить по нескольким составляющим. 

1) Ролевая дезадаптация. Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях не всегда способствует успешному освоению социальных ролей. Самый тяжелый случай – в совершенно закрытом учреждении, где дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на закрытой территории и не представляют, как устроен мир за оградой. 

2) Семейная дезадаптация. Одним из успешных условий адаптации воспитанников сиротских учреждений является их подготовленность к браку, семейной жизни. Выпускники, не имевшие позитивного опыта семейной жизни, имеют очень приблизительные представления о взаимоотношениях в семье, с трудом налаживают семейную жизнь. Анализ социального состава воспитанников показывает, что около трети детей имеют одинокую мать. В дальнейшем многие выпускницы детских домов также становятся матерями-одиночками. Правда, иногда они продолжают проживать в гражданском браке с отцом своих детей. Однако даже в этом случае роль отца в семье явно недооценивается. 

3) Жилищная дезадаптация. В последнее время одной из самых острых проблем социальной адаптации детей-сирот является жилищный вопрос. С одной стороны, закон гарантирует сохранения права на закрепленное жилое помещение на весь период пребывания в интернатных и иных учреждениях (учреждения профессионального образования, служба в рядах Вооруженных Сил РФ, учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы). С другой стороны, тот же закон небезосновательно считает нежелательным возвращение детей в жилые помещение, в которых проживают родители, лишенные родительских прав, страдающие алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями. Следует учесть и специфику Тамбовской области. Большая часть детей изымается из семей, проживающих в сельской местности, нередко – в отдаленных деревнях, где выпускники при всем желании не смогут найти работу. Понятно стремление детей устроиться в городах и районных центрах, но при этом встает все тот же «квартирный вопрос».

4) Образовательная дезадаптация. К факторам образовательной дезадаптации можно отнести и задержку интеллектуального развития детей-сирот, несовершенную систему профессиональной ориентации и обучение узкому кругу специальностей этой категории детей, случайный выбор профессии. Отсюда – ориентация сирот на рабочие профессии. Молодые люди из числа сирот, как правило, неконкурентоспособны на современном рынке труда. Впрочем, тут есть и еще один фактор: даже имея хорошую специальность и работу, они не понимают, почему их сразу не назначают начальниками, а ставят на самые низкие ступени «карьерной лестницы». Особую группу риска составляют воспитанники специальных (коррекционных) учреждений. К законодательно определенному сроку выпуска они зачастую не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей своего развития. 

Другая группа риска – молодые люди из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вышли из мест лишения свободы. У них, как правило, нет ни специальности, ни жилья, ни навыков самостоятельного решения проблем, родные их не ждут. 

Еще одна проблема, не решенная на законодательном уровне, – оформление гражданства Российской Федерации детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, осужденным за совершение преступлений. В итоге, ребенок, изъятый из семьи в возрасте 14 лет и старше, не имеющий гражданства, но совершивший преступление, не может получить паспорт гражданина РФ. Что ждет его дальше? Статья 16 Закона РФ «О гражданстве» гласит: «Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые … имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации». Что же ждет такого ребенка? Пока его судимость будет снята и погашена, он не сможет даже подать заявление о вступлении в гражданство РФ. Но и после подачи заявления пройдет немало времени, прежде чем будет вынесено положительное решение. А на что жить все это время? Получается замкнутый круг: без гражданства и паспорта нет работы – без работы не на что жить – совершение нового преступления. 

После выхода из интернатного учреждения выпускникам приходится осваивать новое жизненное пространство (чаще всего это общежитие или квартира, в которой они были прописаны до поступления в детский дом или школу-интернат). Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. – не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами, – у выпускников отсутствует обычный страх перед тем, что деньги могут закончиться или завтра будет нечего есть. Жить по предлагаемым обстоятельствам становится нормой. Они начинают покупать дорогие вещи, которые потом либо обменивают на всякую ерунду, либо просто теряют. Довольствуясь малым в быту, они приобретают дорогие, чаще всего ненужные им вещи (сотовые телефоны, плейеры, телевизоры, компьютеры, ноутбуки), поскольку желание иметь - выше понимания того, что имеющийся доход не позволяет им это приобрести. 

Особенно сложен в финансовом отношении первый год самостоятельной жизни. В руках появляются деньги, выдаваемые администрацией учебного учреждения на питание и мягкий инвентарь, а вокруг столько соблазнов… Сложность заключается и в том, что выпускники интернатных учреждений живут «одним днем», не задумываясь о будущем. Так, например, одна из выпускниц на полученные от сердобольной женщины 100 рублей купила не картошку, крупы или макароны, а шоколад и готовые котлеты. В детском доме, к сожалению, нет условий, позволяющих привить детям навыки составления бюджета, разумной экономии. Мы можем только предложить с карандашом в руках распределить мифические средства. 

Закон Тамбовской области «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 23.07.2010 г. предполагает выплату денег на карманные расходы воспитанникам интернатных учреждений в возрасте 14 лет и старше. Несмотря на весьма небольшую сумму, это поможет детям получить элементарные навыки распоряжения личными деньгами. 

Для преодоления специфических трудностей выпускников интернатных учреждений (иждивенческий образ жизни, низкий уровень ответственности, укоренившиеся вредные привычки) требуется осознанный системный подход к воспитанию самостоятельности. В связи с этим главной задачей педагогов, работающих в интернатных учреждениях, является изучение и развитие у воспитанников способности к профессиональному и личностному самоопределению, создание условий для их успешной адаптации к жизни в обществе. 

Не может не радовать тот факт, что большинство воспитанников интернатных учреждений в настоящее время не замыкаются в своем кругу, а посещают детские сады, общеобразовательные школы, творческие объединения при Домах детского и юношеского творчества, активно участвуют в разного рода конкурсах и спортивных соревнованиях. С одной стороны, это помогает выявить способности ребенка, с другой – воспитанники приобретают коммуникативные навыки, общаясь с самыми разными людьми. Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. 

Литература: 

1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 176 с. – (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация). 

2. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. – М.: Генезис, 2007. – 176 с.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии