05 февраля 2014, 13:58

Правовые, психологические и профессиональные границы взаимодействия помогающих специалистов с приемными и кровными семьями. Международная конференция, Санкт-Петербург, 2008 г.

 
Авторизуйтесь чтобы увидеть прикрепленные файлы.

Автор: Кристиан Менье, генеральный директор Фонда "Гранше" Франция

Когда мы говорим о правовых границах, то имеем в виду границы законодательства, роль государства.

Когда мы говорим о психологических границах, то затрагиваем прежде всего домашнюю среду, в которой приемные семьи осуществляют воспитание детей, а также о соотношении этого процесса и частной жизни семьи.

Я сконцентрируюсь в своем выступлении на профессиональной поддержке, которую необходимо оказывать приемной семье, а именно на следующих аспектах:

- как совместить, при помещении ребенка в приемную семью, необходимую профессиональную помощь и не задеть права граждан; совместить уважение к их правам и защиту семьи;

- каковы роли государства и других участников процесса сопровождения приемной семьи;

- как предупредить риск разрыва детей, помещаемых в приемную семью, с этой семьей;

- какие превентивные меры нужно оказывать, чтобы дети не лишались своей биологической семьи, чтобы избежать разрыва ребенка со своими биологическими родителями.

Решение о помещении ребенка в приемную семью принимается властями исключительно для защиты прав ребенка, когда ребенок не может продолжать жить в своей биологической семье или в той среде, в которой он оказался.

Чтобы избежать отделения ребенка от биологической семьи, необходимо принимать превентивные меры поддержки биологической семье. Это - финансовая, образовательная, психологическая и социальная помощь. Такое содействие может осуществляться посредством визитов специалистов в семью, это может быть глобальная помощь группы специалистов района города.

Когда такая помощь не приводит к необходимому результату, тогда рассматривается отделение ребенка от биологической семьи или иной среды, в которой он находится: устройство ребенка в интернат или в семью.

Принятие такого решения требует взвешенной оценки. И зависит:

- от степени сложности в воспитании ребенка,

- от его возраста,

- от ситуации в семье,

- от желаний членов биологической семьи.

Например, если биологические родители будут против устройства ребенка в приемную семью, то, в качестве временной меры, можно выбрать помещение в интернат.

При этом стоит заметить, что во Франции всякое помещение (в интернат или в приемную семью) рассматривается как временное.

Основная цель защиты детства состоит в том, чтобы ребенок, в конечном итоге, вернулся в свою биологическую семью. Но ее не всегда удается добиться. Однако именно эта цель всегда определяет наши действия. Согласно закону, связь с биологической семьей не прерывается и во время устройства в приемную семью.

Сейчас во Франции, применяются меры по защите детства в отношение 268 тысяч детей. Это меры - административные или судебные.

- административные меры принимают департаменты (во французском географическо-административном понятии этого слова). Для их принятия требуется согласие родителей.

- судебные меры принимаются судьей по делам несовершеннолетних. Судья по делам несовершеннолетних одновременно рассматривает дела по защите прав детей и дела, связанные с правонарушениями, совершаемыми детьми. Судебная система защиты детства основана после Второй мировой войны, в 1945 году. Основная идея этой системы состоит в том, что признается преобладание образовательного фактора над фактором репрессивным. Подростки рассматриваются не как "опасные подростки", а как "подростки, находящиеся в опасности". Из 268 тысяч случаев защиты детства, около 148 разрешаются в «открытой среде» (то есть без отделения детей их от естественной среды воспитания). В 120 тысячах случаев имеет место отделение детей от семьи. 90 % таких решений приняты судьей по делам несовершеннолетних и осуществляются на основании судебных решений. В большинстве случаев семья не согласна с устройством ребенка в иную среду воспитания, несмотря на то, что судья имеет обязательство добиться такого согласия семьи.

Из 120 тысяч детей, отделенных от родной семьи, примерно 66 тысяч детей живут в приемных семьях, 45 600 детей - живут в интернатах и 8 400 - в других местах (либо социальные квартиры, либо комнаты). Использование приемных семей с 2000 года увеличивается ежегодно, примерно на 7 %. В то же время, общее количество помещений (всех форм) немного уменьшается.

Встает вопрос: Как сопровождать приёмные семьи?

Три вида мер сопровождения могут быть полезны:

Первая - психологическое сопровождение ребенка, психологическое наблюдение его отношений с биологическими родителями и с приемными родителями. За это сопровождение должны быть ответственны все профессионалы и службы, которые занимаются ребёнком.

Власти должны обеспечить эффективное функционирование этих служб. Цель такого сопровождения - прежде всего, эффективное взаимодействие между ребенком и биологическими родителями. Здесь мы выделяем три аспекта: сопровождение ребенка, сопровождение и помощь биологическим родителям, контроль и сопровождение из встреч;

Вторая серия мер нацелена на тесное сотрудничество с приемной семьей. Задачи такого сотрудничества:

- внимательное наблюдение за ребенком, понимание того, что ребенок, брошенный родной семьей, неизбежно будет демонстрировать неприятие другой семьи, и что члены приемной семьи не должны этому поддаваться.

- сопровождающие профессионалы должны завоевать доверие приемной семьи, это обязательный шаг и обязательный этап, чтобы семья могла рассказать о трудностях, а не скрывать их, опасаясь, что будет рассмотрена, как плохая приемная семья.

Третья серия мер касается сопровождения и подготовки приемной семьи. Сопровождение отличается от контроля над приемной семьей и процессом приема. Безусловно, контроль необходим, но не достаточен сам по себе. Только длительное, постоянное сопровождение профессионалами позволит преодолеть трудности. Эти трудности не обязательно связаны с приемной семьей. Ребенок оказывается помещенным в новую среду, и часто реагирует неадекватно. Не понимая поведения ребенка, приемная семья реагирует на его поведение тоже неадекватно. Если ограничиться лишь контролем приемной семьи, что увидит контролирующий наблюдатель? Он отметит, что ситуация неблагополучна, что ребенку не стало лучше. Значит, нужно искать детский дом или другую приемную семью. В данном случае это может привести к тому, что приемная семья теряет веру в успех или к тому, что она больше не хочет быть приёмной семьей.

Для нас это неудача в помещении, и это, одновременно, неудача в жизни ребенка, в то время, как все участники процесса не допускали никаких принципиальных ошибок.

Разница между сопровождением и контролем заключается в том, что контроль сведен к поиску ошибок, неправильных действий, к поиску виновных. Но опыт говорит нам о том, что сама ситуация устройства (в интернат или в приёмную семью) порождает трудности. И, парадоксально, что именно сами трудности, после того, как они преодолены, позволяют придти к успеху. Не слишком шаржируя, можно сказать, что не бывает благополучных помещений. Но помещение ребенка в семью, при сопровождении профессионалов, может обеспечить преодоление трудностей, благотворно влиять на ребенка, и позволять ему расти и развиваться.

Профессиональное сопровождение должно осуществляться на всех этапах помещения в приемную семью, а не только при обнаружении конкретных трудностей. Поддержание постоянных контактов сопровождающих профессионалов с приемной семьей в поисках взаимного доверия просто необходимо для успеха. Именно так можно организовать совместную работу и преодолеть трудности, которые встречаются на пути ребенка.

Профессиональная поддержка - это определенные рамки (правила) работы. Эти рамки (правила) определены на нескольких уровнях:

1. уровень юридический (законодательный),

2. уровень организационный,

3. уровень повседневной работы приемной семьи.

1. Юридическое (законодательное) сопровождение.

Как примечание: Во Франции приемная семья всегда финансово поддерживается государством. Кроме приемной семьи и усыновления не существует никаких промежуточных форм семейного устройства. При усыновлении новая семья получает все права и обязанности по отношению к ребенку. В приемной семье основные права остаются за биологической семьей. Приёмная семья предоставляет только временные условия для проживания и развития ребенка.

Законом определяются роль и место биологической семьи. Определяется, что мы ждем от родной семьи ребенка, каковы права этой семьи, как и в каком объеме реализуются родительские права кровных родителей. Кроме того, законодательно определяются роль и функции всех вовлеченных в процесс. Наконец, законодательно определяется место ребенка в этой схеме: необходимость его защиты, защита его прав и обязанностей, его роль (объект защиты или действующее лицо).

Законодатель определяет миссии (роли) каждого участника процесса. Государство имеет возможность делегировать различным организациям часть своих полномочий по защите детства. Например, во Франции закон определяет общие рамки защиты детства, а Департамент, с помощью Генерального совета, организует защиту детства конкретно на своей территории.

Именно Департамент дает согласие приемной семье на выполнение функций приема детей. Семья имеет право принять на своей территории ребенка только на основании решения Генерального совета департамента. Такое решение может быть принято на основании заявления семьи и дальнейшего исследования:

- мотивации приема ребенка,

- материальных возможностей семьи,

- образовательных возможностей семьи и т.д.

Генеральный Совет департамента определяет также, в какое учреждение может быть помещен ребенок. Во Франции Председатель Генерального совета департамента несет юридическую ответственность за каждого ребенка, который попадает в эту сферу его влияния.

Поэтому он заинтересован, чтобы такой ребенок находился в хороших условиях. Он выбирает социальную службу, которой он поручает заниматься судьбой ребенка. В свою очередь, служба нанимает конкретную приемную семью, подписывает с ней договор. Служба гарантирует нормальные условия приема и сопровождения таких семей. За это она получает финансирование от Департамента.

Законодатель фиксирует при этом права и обязанности биологических родителей, фиксирует условия исполнения родительских прав, фиксирует, кто может менять эти условия (суд или административный орган), фиксирует возможности обращения (иска) со стороны родителей. Законом фиксируются меры поддержки биологической семьи в случаях трудностей, которые она испытывает.

Отделение ребенка от своей биологической семьи рассматривается как исключительная мера. Законом предусматривается порядок и особенности помещения ребенка в иную среду, в случаях отделения от биологической семьи.

2. Организационное сопровождение:

Нужно определить, какая роль и каково место каждого действующего лица?

С точки зрения Государства:

- Какие средства предоставляет Государство для приёма ребёнка?

- Действует ли Государство самостоятельно или делегирует конкретные полномочия?

- Кому оно делегирует конкретные полномочия?

Социальная служба должна обдумывать следующие вопросы:

- каковы показатели для устройства ребенка в приёмную семью?

- какие семьи выбрать для каких конкретных детей?

- какое место будут занимать биологические родители в жизни ребенка?

- какую работу нужно проводить с этими родителями?

- существует ли возможность возвращения ребенка в свою биологическую семью?

- как организуется команда помогающих профессионалов?

- какова структура помощи приемной семье?

- как осуществляется повседневное выполнение функций приемной семьи?

- каков статус приемной семьи: за что и почему она получает плату?

- что подразумевает получение платы, какая ответственность передается приемной семье?

В зависимости от ответов на каждый из этих вопросов, роль семьи и профессионалов, которые окружают эту семью, будут различными. Сотрудничество между приемной семьей и профессионалами – необходимо, а ответы, которые нужно дать на эти вопросы, будут зависеть от конкретной страны и особенностей ее законодательства, от того, какое место законодательство определяет биологической семье, защите детства и.т.д. Эти ответы многообразны. Они должны строиться на местном уровне через обсуждение, основанное на практическом обмене опытом и обусловленное озабоченностью, будущим ребенка.

Что же делать с детьми, которые нам доверены? Как помочь им построить свое будущее, восстановить себя, как обрести аффективную психологическую стабильность? Какие возможности ребенка - несмотря на все трудности, которые он несет в самом себе и приносит с собой,- помогут ему продолжительно и устойчиво жить в приемной семье?

3. Сопровождение повседневной работы приемной семьи.

Приемная семья пользуется статусом наемного работника. Она работает в команде профессионалов, получает зарплату.

Точное название этой профессии – семейный ассистент. Они такие же профессионалы, как и социальные работники. Это резко отличает семейное устройство от усыновления. Ребенок, который помещается в приемную семью, остается в рамках закона сыном или дочерью своих биологических родителей. Приёмная семья предоставляет только временные условия для проживания и развития ребенка, она обеспечивает все функции семьи, но не получает права биологических родителей.

Задача приемной семьи дополнить то, что биологические родители не могут сделать для своего ребенка, но не заменять, вот что важно, биологических родителей.

Семейный ассистент, наемный работник, заключает рабочий договор с социальной службой (с нанимателем), в котором изложены взаимные обязательства приёмной семьи и сопровождающей службы.

- Существует также нормативный документ «Договор на передачу детей в приемную семью». В нём уточнены основные принципы и правила, а также конкретные условия приёма ребёнка: визиты в семью, различные рабочие группы, которые должен посещать семейный ассистент, часть ответственности, делегируемая семейному ассистенту, виды поддержки (психологическую, воспитательную, социальную) приёмной семье и самому ребенку и.т.д.

Я предлагаю сейчас подумать над теми вопросами, которые я задал, и которые будут нами рассматриваться под разным углом зрения, в течение трех дней нашей работы.

В заключение, я подчеркну, что нет определенной модели "под ключ", которую можно было бы дать. Семейное устройство оказывается комплексным процессом. Оно требует:

- установления отношений между всеми действующими лицами, которые представляют Государство и на которых лежит ответственность защиты детства, образования и развития детей:

- постоянной и повседневной работы профессионалов в области защиты детства - на основе тех психологических, социологических и образовательных знаний, которыми они обладают, - с приемными семьями.

- обмена опытом благодаря местным, национальным и международным связям. Этот обмен позволяет делиться опытом, говорить о тех трудностях, с которыми все сталкиваются, выявить, что есть общего в разных сложных случаях, определить, каковы наилучшие отношения с государственными властями.

Для неспециалиста, воспитание ребенка в приемной семье кажется естественным, тогда как оно не складывается само собой. Оно требует сопровождения специалистами. Иначе, все те деньги, которые вкладываются в эту сферу Государством, будут растрачены впустую. Без сопровождения профессионалами, количество неудачных помещений в приёмных семьях, которое, насколько я знаю, в России достаточно велико, будет расти дальше. Это превратится в "финансовую черную дыру". И, прежде всего, это будут неудачи самих детей. Им не будет дана возможность восстановиться, и вырасти в нормальной среде.

Дискуссия:

- У меня непрофессиональный вопрос. Вы сказали, что приемные семьи опрашиваются. Это такие же анкеты, как и для семей, которые собираются усыновлять детей?

Мне бы хотелось знать, какова в основном мотивация семей, которые хотят принимать на воспитание детей? Можно ли говорить, что финансовая сторона определяет мотивацию или есть другая мотивация?

Крестьен Менье:

Анкетирование применяется классическое. Вопросы в анкете похожи на те вопросы, которые задаются усыновляющим семьям. Интересно отметить, что эти анкеты менялись во Франции. Семьи жаловались, что этими вопросами, задающие слишком вмешивались в жизнь семьи. Последняя реформа, касающаяся семейного статуса, разработала и утвердила типовой опросник. В нем мы стараемся не слишком вмешаться в интимную сторону семьи.

В нем есть лишь объективные сведения, подчеркивается важность материальных условий, но воспитательная сторона отражается не в полном объеме.

Мотивация семей всегда, в какой-то мере, остается тайной. Явно, что материальная сторона - не главное. Зарплата, в начале, это нечто вторичное, аксессуар. Есть другие мотивы. Для нас как профессионалов финансовая сторона важна. Потому, что это - рычаг, это - символ, который подчеркивает, что ребенок – не ваш ребенок; вы приняли ребенка, вы обеспечиваете его существование, но вы получаете зарплату; вы получаете ее за работу с ребенком и с помогающими специалистами. Зарплата всегда подтверждает, что ребенок - не собственность приемной семьи.

В этом и принципиальное отличие приемной семьи от семьи усыновляющей. При усыновлении нет финансовой помощи. Для усыновителей ребенок становится их ребенком, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Часто мотивация связана с личной судьбой приемной матери или всей приемной семьи. Она чувствительна к страданиям ребенка, и она хочет поправить течение жизни ребенка. А так же, приемная мать, приемная семья, более или менее сознательно, как и все, кто занимается семейным устройством, хотят что-то наладить и в собственной семье, в связи с собственным пережитым детством.

- На практике, часто возникает такой эффект, что желания что-либо исправить в своей жизненной истории, жалости к ребенку оказывается не достаточно. Мотив жалости наталкивается на жестокую реальность. Ты попадаешь в ситуацию, где ты не просто помогаешь несчастному пострадавшему ребенку, а сталкиваешься с его биологической семьей, которой российские принимающие семьи, не знаю, как французские, не очень стремятся помогать. Что тут происходит с мотивацией? Как дальше развиваются события во Франции?

Крестьен Менье:

То, что приемные родители хотят что-либо исправить в собственном детстве, это - констатация. Если такая семья не сопровождается, тогда это - худшая ситуация, в которую может попасть ребенок. Ребенок попадет в эту систему отношений, как в ловушку, независимо от собственных запросов и нужд. Поэтому, другие профессионалы (сопровождающие) должны постараться объяснить семье, что должно быть сознательно отделение от собственного прошлого. Приемная семья не имеет такого уровня подготовки. Даже, если бы он и имелся, вероятно, что этого не было бы достаточно. Я подчеркиваю, что отделение ребенка от биологической семьи не достаточно для преодоления тех трудностей, с которыми столкнулся ребенок. Он переносит свои трудности, свои проблемы в новую среду. Здесь действует механизм повторения. И, если не будет помощи со стороны профессионалов, мы можем часто оказываться в ситуации невыносимой для всех вовлеченных. Сопровождающая команда должна сопровождать ситуацию так, чтобы менялся и ребенок, и первоначальная мотивация приемной семьи.

Проблема отношений с биологическими родителями, для меня это, прежде всего, соотношение на законодательном уровне. Какую роль биологическим родителям отводит российское законодательство? Сохраняют ли они свои права, несмотря на устройство ребенка в приемную семью? Во Франции, родители, на законодательном уровне, сохраняют свои права, даже если ребенок помещен в приемную семью. Что касается любого действия, относительно ребенка, необходимо получить на него согласие биологических родителей. (Однако законодатель мудро предусмотрел, когда речь идет о повседневных, постоянно повторяющихся действиях, что не нужно получать согласие биологических родителей). Но, когда речь идет о хирургическом вмешательстве, учебе, согласие биологических родителей обязательно. Исключения могут быть только в тех ситуациях, когда права биологических родителей ограничены судебным решением.

Это - на бумаге. Но есть риск исчезновения биологических родителей из жизни ребенка. Они могут считать, что так как ребенок помещен в другую семью, они могут умывать руки, забывать о нем. Но ребенка для это очень болезненно.

Такой подход биологических родителей часто показывает, что они не согласны с устройством ребенка в приемную семью. Кроме того, биологические родители, через некоторое время могут стремиться забрать ребенка.

Во Франции, в течение последних двадцати лет, мы поняли, что ребенку необходимо сохранять связи с биологической семьей. Это необходимо по двум причинам. Первая - родительские права. Чтобы реализовать свои права, родители должны участвовать в процессе воспитания ребенка. Вторая (на мой взгляд, она еще важнее) - ребенок, который не видит своих родителей, теряет чувство реальности; родители уже перестают существовать для него, и он их идеализирует. И часто неудача связана с тем, что ребенок не соглашается на устройство (в семью или в интернат), потому что он воображает, что его биологические родители - жертвы общества, или жертвы каких-то обстоятельств; они хорошие, но их извергли, наказали, их нет. Поэтому, если нет контактов ребенка с биологическими родителями, происходит идеализация ребенком родителей. Если же ребенок встречается с биологическими родителями, даже если эти родители испытывают большие жизненные трудности, реальность указывает ребенку, - вот твои родители. Как бы то ни было, это его родители. И все службы, и семья, в которую помещен ребенок, должны поддерживать биологических родителей, чтобы они не исчезали, даже если у них трудности. Мы считаем, что всегда есть чувства, к которым можно обратиться, какую-то долю души родителей мобилизовать в пользу ребенка.

- Вы сказали, что семьи, которые обращаются в департамент, заполняют анкету. Помимо анкеты, есть ли еще какие либо инструменты для изучения семьи. Или, с вашей точки зрения, этой анкеты достаточно?

Крестьен Менье:

Конечно, нет. Вопросник дает представление о материальных условиях. Он позволяет узнать, сколько в семье детей, каковы ее доходы. Есть вопросы о мотивации. Есть вопросы, сколько комнат в квартире, есть ли собака, кошка. Там все вопросы важные, но они дают только общее представление о семье. В действительности это - не самые важные вопросы. Этот вопросник дублируется двумя беседами: с психологом и с социальным работником, которые пытаются понять: какова личная мотивация членов семьи, что думают дети и супруг. Важны мнения всех, так как вся семья будет участвовать в жизни приемного ребенка. Кроме этих бесед, осуществляется одно или два посещения семьи на дому с целью понимания того, как функционирует семья в ее повседневных условиях. Это посещение дает возможность увидеть материальную организацию пространства, увидеть, каким образом организовано жизненное пространство детей, уже живущих в семье, сколько у них места; например, строгая, хорошо организованная среда, где нет лишней пылинки, может быть не самое лучшее место для воспитания ребенка. Беспорядок - естественное состояние для места, где живут дети. Маленькие детали такого рода, которые трудно изложить письменно, очень важны. Они являются плодом определенного опыта работы и большого здравого смысла.

Конечно, нужна разного рода информация, нужно много чего, но здравый смысл нам здорово помогает в защите детства. Прежде всего, потому что главное, что мы требуем от приемной семьи – это заниматься приемным ребенком.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии