31 января 2014, 14:47

Профессиональное сопровождение принимающих семей

 
Авторизуйтесь чтобы увидеть прикрепленные файлы.
Авторы: Гедимина А.И., Лутцева А.А., Дом милосердия, Санкт-Петербург


Профессиональное сопровождение принимающей семьи – необходимое условие ее эффективного и успешного функционирования. Услуги по профессиональному сопровождению могут оказывать организации, имеющие в своей структуре службу по сопровождению принимающих семей. Исходя из опыта работы Центра, психологически целесообразно осуществлять создание семьи и ее сопровождение одной группой специалистов, обладающих особыми компетенциями, необходимыми для работы с принимающими семьями. В состав сопровождающей команды входят специалисты по социальной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги. По необходимости могут привлекаться медицинские работники, психотерапевты, юристы.

В настоящий момент в России отсутствуют нормативно-правовые акты, определяющие обязательность профессионального сопровождения для принимающих семей, полномочия и функции участников этого процесса. Таким образом, взаимодействие со службами по сопровождению не является обязательным для принимающих семей и основывается преимущественно на инициативе семьи.
В то же время, практический опыт показывает высокую, но не всегда осознаваемую членами принимающих семей, потребность в поддержке так называемого «третьего лица» (службы по сопровождению) в течение всего периода существования принимающей семьи с большей или меньшей включенностью специалистов на разных этапах.

Как правило, перед приемом ребенка семья проходит специальную подготовку на базе служб по сопровождению. Именно такие семьи в дальнейшем демонстрируют заинтересованность в профессиональном сопровождении, так как в результате обучения устанавливается доверительный контакт со специалистами сферы семейного устройства детей. Эти семьи проявляют готовность к сотрудничеству, стремление к повышению родительских и воспитательских компетенций, ориентированность на ребенка. Однако базовой подготовки оказывается недостаточно даже на первом этапе жизни новой семьи, когда в ее структуру встраивается еще один человек. В своем жизненном опыте ребенок, оставшийся без попечения родителей, возможно, имеет последствия жестокого обращения, сформированные неконструктивные модели поведения, привязанность к кровной семье или нарушение привязанности. На этапе адаптации семья нуждается в постоянной поддержке специалистов, так как, становясь субъектами процесса, члены семьи не могут объективно оценивать изменения в семейных связях, взаимоотношениях. Необходим профессиональный взгляд со стороны для своевременной коррекции возникающих проблем и трудностей. Даже самая качественная подготовка принимающих семей носит общий характер и не может осветить все возможные трудности, с которыми столкнется конкретная семья. Кроме того, семья является изменяющейся структурой, проходит ряд различных кризисов как супружеских, так и детско-родительских отношений. Кризисные периоды наименее болезненно проходят принимающие семьи, поддерживающие постоянный контакт со службами по сопровождению, с целью повышения воспитательских компетенций. 
Возможность обсуждать со специалистами трудные случаи из жизни помогает родителям лучше осознать потребности ребенка и свою роль в воспитательном процессе. Таким образом, укрепляется мотивация приемных семей на получение профессиональной помощи.

Принимая ребенка в семью, родитель иногда вынужден одновременно решать медицинские, правовые, психолого-педагогические проблемы ребенка и при этом заниматься собственной профессиональной трудовой деятельностью. У принимающих родителей не остается возможности качественно выполнять свою основную функцию – воспитание приемного ребенка. Наиболее благоприятен вариант, когда семья имеет в качестве ресурса поддержку службы по сопровождению и может передать ей часть функций по защите имущественных прав ребенка, решению медицинских вопросов, взаимодействию с социальными структурами (детскими садами, школами, медицинскими учреждениями), при этом принимающие родители основное внимание уделяют воспитанию и развитию ребенка. 
Пример:  Алексей, 17 лет, является инвалидом детства в связи с тяжелой формой гемофилии, в результате которой развился нижний парапарез. Для передвижения Алексей пользовался инвалидным креслом. Старшая сестра Алексея взяла его на воспитание в свою семью, оформила попечительство. Несовершеннолетний в течение короткого отрезка времени (до достижения им совершеннолетия) нуждался в решении целого ряда медицинских и социальных проблем: установлении гражданства РФ, постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, оформлении ряда документов, пособий и льгот, консультации врача-протезиста, содействии в получении необходимых медицинских препаратов. Специалисты Центра приняли на себя решение части задач, благодаря чему в максимально возможные короткие сроки было установлено гражданство, организована консультация врачей-специалистов Клиники федерального Научно-практического центра МСЭ, протезирования и реабилитации им. Альбрехта.

Приемному ребенку, как правило, необходимо сохранять связь с кровной семьей по нескольким причинам. Во-первых, ребенку для формирования идентичности необходимо знать свою историю и роль близких людей в ней, понимать связь между прошлым, настоящим и будущим, поэтому кровная семья не может быть вычеркнута из жизни ребенка. Во-вторых, сохраняя контакт с близкими родственниками, ребенок знает, что происходит в его кровной семье, и таким образом не строит иллюзий, не имеет нереалистичных ожиданий, а также избавляется от тревоги, которая может быть вызвана отсутствием информации о жизни близких. В-третьих, если принимающая семья не препятствует контактам ребенка с кровной семьей, ребенок быстрее и легче формирует к членам новой семьи доверие и привязанность, что способствует более легкому протеканию адаптации и улучшению взаимоотношений.

Однако взаимодействие с кровной семьей ложится на принимающую семью дополнительной нагрузкой. В большинстве случаев безопасная коммуникация двух семей затруднительна. Это объясняется как асоциальным образом жизни членов кровной семьи, так и объективной сложностью ситуации, характеризующейся высоким уровнем негативных эмоций, когда из одной семьи ребенок изымается и затем помещается в другую. Поэтому семьям необходим посредник для обеспечения постоянной безопасной семейной среды ребенку. Одна из важнейших задач службы по сопровождению – организовывать встречи ребенка с членами кровной семьи.

Пример: сопровождающие специалисты Центра оказывали Ольге, 7 лет, проживающей в приемной семье, содействие в проведении встреч с кровной бабушкой со стороны отца. Мать несовершеннолетней умерла, отец лишен родительских прав. Бабушка не могла оформить опеку над девочкой, но желала принимать активное участие в ее жизни и воспитании. Бабушка демонстрировала явную неприязнь к принимающей семье, давала специалистам оценочные высказывания относительно деятельности семьи по воспитанию девочки и заботе о ней. В такой ситуации при непосредственном контакте двух семей сохранить безопасность и психологический комфорт ребенка не представлялось возможным. В связи с этим общение бабушки с внучкой проходило на территории Центра в присутствии сопровождающего семью специалиста, который занимался подготовкой сторон к встрече и  корректировал взаимодействие по ходу ее проведения.

Полный текст статьи доступен для скачивания
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии