31 января 2014, 17:09

Причины и профилактика отказов от воспитания приемного ребенка

 
Авторизуйтесь чтобы увидеть прикрепленные файлы.
Автор: Гедимина А.И., Дом милосердия, Санкт-Петербург

1. Подбор и подготовка кандидатов в приемные родители

Неправильно считать основной целью подготовки предоставление информации об особенностях детей, оставшихся без попечения родителей. Важнее изучение личности кандидата, характера взаимоотношений в семье и воспитательского ресурса; работа с мотивацией кандидата; осознание кандидатами воспитания приемного ребенка как особого процесса, который предполагает совместную работу семьи с командой специалистов. В ходе подготовки у кандидата должно сформироваться отношение доверия к специалистам сферы семейного устройства и установка на дальнейшее сотрудничество.

Подготовка становится обязательной, но остается открытым вопрос фиксирования ее результатов. В СПб в порядке, утверждаемом в настоящее время правительством города, закреплено предоставление гражданину свидетельства установленного Министерством образования и науки образца и заключения о готовности и способности кандидата к приему детей в семью на воспитание. Однако кандидат может пройти подготовку в нескольких учреждениях (в Санкт-Петербурге их три: СПбГБУСРЦ «Дом милосердия», СПбОБФ «Родительский мост» и ГБУ «Центр помощи семье и детям).  При получении отрицательного заключения от одного из них, кандидат может попытаться получить положительное в другом. Если не ввести  единой региональной базы кандидатов (с характеристикой их готовности) или не установить в порядке подготовки обязательного направления заключения в органы опеки и попечительства (далее ООиП) организацией, осуществляющей подготовку, при принятии ООиП решения о возможности кандидата быть опекуном могут возникать ложные ситуации. 

Кроме того, ООиП зачастую не хватает оснований для отказа кандидатам (особенно в ситуации, когда кандидатом является родственник ребенка). В заключении не всегда понятно и доступно отражается готовность кандидата (если специалист ООиП не является психологом, ему часто бывает трудно понять из заключения готов или не готов кандидат). Соответственно велик риск помещения ребенка в семью фактически не готовую, что впоследствии чревато отказом от его воспитания. 

Выдавая отрицательное заключение, специалист, осуществляющий подготовку, сталкивается с определенными трудностями: конфликт с кандидатом, судебное разбирательство и т.п. Необходимо прямо, доступно, аргументированно отражать в заключении отсутствие готовности кандидата и для минимизации негативных реакций со стороны кандидата обсуждать это с ним и его семьей, озвучивать возможные риски и их последствия, а также варианты изменения обстоятельств, мешающих стать принимающим родителем.

Подготовка является базовой. Однако базовой подготовки оказывается недостаточно даже на первом этапе жизни новой семьи, когда в ее структуру встраивается еще один человек. В своем жизненном опыте ребенок, оставшийся без попечения родителей, возможно, имеет последствия жестокого обращения, сформированные неконструктивные модели поведения, привязанность к кровной семье или нарушение привязанности. На этапе адаптации семья нуждается в постоянной поддержке специалистов, так как, становясь субъектами процесса, члены семьи не могут объективно оценивать изменения в семейных связях, взаимоотношениях.  Необходим профессиональный взгляд со стороны для своевременной коррекции возникающих проблем и трудностей. Даже самая качественная подготовка принимающих семей носит общий характер и не может осветить все возможные трудности, с которыми столкнется конкретная семья. Требуется непрерывное систематическое повышение воспитательского потенциала опекунов (т.е. дополнительная подготовка в форме семинаров, супервизий, тренингов).

Полный текст доклада доступен для скачивания
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии