21 марта 2014, 14:47

Компетенции приемной семьи, воспитывающей "особого ребенка". Международная конференция, Санкт-Петербург, 2008

 
Авторизуйтесь чтобы увидеть прикрепленные файлы.

Компетенции приемной семьи, воспитывающей "особого ребенка". Анн-Мари Сермо.

Помещение ребенка с проблемами развития в семью это альтернатива госпитализации. Здесь нужна специальная медицинская подготовка, учитывающая особенности ребенка. Но здесь не требуется никакой специальной подготовки относительно подготовки иных приемных семей. Причины отторжения от кровной семьи: семья не справляется с проблемами ребенка, семья жестоко, неумело, раздраженно обращается с ребенком.

На приемную семью не возлагается ответственность за организацию взаимодействия со специальными службами, помогающими ребенку. Например, к врачу психиатру или другому специалисту ребенка доставляет социальный работник сопровождающей службы, а не приемный родитель.

Сопровождающая служба не перекладывает на приемную семью работу с «особыми» проблемами ребенка. Например, когда в приемную семью помещается девочка с ритуализированным поведением или мальчик с психозом насилия, семья не всегда изначально знает об особенностях поведения такого ребенка. Однако, как только возникает проблема, связанная с особенностями ребенка, специалист вмешивается и решает эту проблему.

Ребенок воспроизводит в приемной семье такое поведение, что семья бывает ранена

неожиданным поведением ребенка, семья возлагает вину на себя. Всё это происходит из-за неготовности семьи к таким проблемам. Сопровождение команды специалистов снимает или уменьшает эти трудности.

Намного сложнее ситуации, когда ребенок пытается нарушить равновесие в семейной ячейке, пытается разрушить семью. Собственно ребенок вставляет клинья в уже существующие трещины в семейных отношениях.

Тогда семья начинает ложно переносить направленность действий ребенка (например, воровство) на себя. Тогда действия ребенка заслоняют весь его образ, заслоняют мотивацию его поступков. Семье нужно объяснить, что через акт воровства ребенок приобщает себя к семье. Таким образом, он заявляет, что принадлежит этой семье. Нужна готовность семьи к подобным проявлениям поведения.

Должна проводиться просветительская работа с профессионалами, с управленцами, с обществом. Например, чиновники, школьные учителя, воспитатели должны понимать, что гиперактивные дети, которые «не могут думать», потому что всякое размышление влечет за собой воспоминание, а их воспоминания настолько тяжелы, настолько болезненны, что бессознательно эти дети вынуждены вытеснять свои воспоминания, свои мысли безостановочным действием; эти дети постоянно находятся в движении, чтобы выжить и не сойти с ума от мучительных воспоминаний. Дети, которые не могут думать, не разрешают себе думать, действуют в зависимости от ситуации.

В преодолении такого непонимания «особенных» детей могут помогать коммуникативные усилия приемных родителей, просвещение профессиональной и общественной среды, и всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Ребенок, переживший разрыв с семьей, не может вести себя со всеми людьми одинаково. Он не может выдерживать последовательное одинаковое поведение со всеми взрослыми.

В таких случаях возникает необходимость поддерживать ребенка, его попытки быть разным со всеми взрослыми.

Дети часто не хотят, чтобы взрослые знали особенности их ситуаций. Например, гиперактивные или дети с неустойчивой психикой.

Мы говорим приемным родителям о трудностях, но они нас не слышат. Но всё-таки рано или поздно наступает момент взаимного понимания. Часто мы проецируем на ребенка свое видение этого ребенка, за этим может скрываться сам ребенок с его подлинными нуждами.

Никогда нет полного понимания, полного доверия с семьей, если нет сотрудничества. Каждую новую, трудную ситуацию нужно переживать, ее не нужно отвергать, чтобы пережить ее вместе необходимо сотрудничество всех участников процесса, в том числе и ребенка. Нужно понимать и помнить, что в центре каждой ситуации стоит ребенок. Нужно постоянно задавать себе вопрос: что нужно ребенку, чего он хочет. Нужно постоянно разделять ответственность, нужно обмениваться взглядами на ситуацию и мнениями о том, что происходит. Именно обмен мнениями и взглядами более всего приближает сотрудничающие стороны к пониманию смысла происходящего и к решению возникающих проблем.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии