Современные подходы и новые технологии как важнейшая составляющая при создании системы качественной реабилитационной помощи населению

 
Авторизуйтесь чтобы увидеть прикрепленные файлы.

В последние несколько лет в нашей стране наметилась тенденция к привлечению  внимания общества и государственно - властных  структур к проблемам  инвалидов. Сегодня предпринимаются первые шаги к совершенствованию системы социально-бытовой и медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, способствующие их  более полноценной  жизнедеятельности и адаптации в обществе. 
Система реабилитационной помощи населению 
Совокупность социальных действий и взаимодействий людей, направленных на оказание квалифицированной медицинской, психологической, социально-педагогической помощи и обеспечение максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду, оказание социальной поддержки.
Инновационные методы работы принадлежат к числу эффективных средств реабилитации помогающие достижению максимально возможных успехов в преодолении проблем развития и общего оздоровления людей с ограниченными возможностями, в том числе детей.
 С 2010 года в комплексный процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями внедряется  ряд инновационных методик, а именно:
* иппотерапия (реабилитация адаптивной верховой ездой). 
* канистерапия (терапия с использованием собак). 
* здоровьесберегающие технологии  «БОС-здоровье», 
* блисс-метод «Говорящие символы»,
* цветозвукостимуляция и функциональная музыка;
* активационная терапия;
* дыхательная гимнастика «Цигун»;
* электронеростимуляция и элекрорефлексотерапии микротоками по принципу биологической обратной связи с помощью аппарата «ДЭНАС».
С целью внедрения современных научных технологий и оптимизации реабилитационного процесса посредством использования  принципа системности, создана лаборатория для измерения психофизиологических функций, а также потенциальных ресурсов каждого ребенка, на основе которых строится и корректируется в процессе реализации  индивидуальная программа реабилитации. 
Задачи:
Первичная аппаратная диагностика индивидуальных особенностей ребенка
Максимальная индивидуализация реабилитационных программ на основе измерения психофизиологических функций а также потенциальных ресурсов каждого ребенка
Построение стратегии взаимодействия с конкретным ребенком (для специалиста, воспитателя, родителей и др.)
Промежуточная диагностика для корректировки процесса реализации реабилитационных задач
Итоговая диагностика и анализ эффективности реабилитационных программ
Внедрение  методов психофизиологической диагностики осуществляется с помощью мобильного кабинета эмоционального здоровья «КЭП-ресурс», программно-аппаратных  комплексов «Активациометр», «Пульс-антистресс», Нейроэнергокартограф, «Мираж». 
Программно-аппаратный комплекс «Активациометр»
Предназначен для диагностики индивидуального психофизиологического статуса с учетом системного подхода: активация полушарий головного мозга, свойства нервной системы, подвижность и инертность нервной системы, внутренний и внешний баланс нервной системы, психоэмоциональное состояние, ведущая рука; диагностика совместимости с конкретными людьми, веществами, игрушками по методу Фолля, диагностика психических процессов и психологических свойств личности. 
Программно-аппаратный комплекс «Пульс-антистресс»
Осуществляет оперативную диагностику адаптационного статуса и защитных сил организма, подбор индивидуальных коррекционно-реабилитационных и развивающих программ согласно выявленному статусу.
Программно-аппаратный комплекс «Мираж»
Способствует повышению эффективности реабилитации и обучения, через управление функциональным состоянием.
Одним из первых шаров на пути к оптимизации отрасли может стать внедрение в общественное сознание представлений о  том, что реабилитация – это активная форма социальной защиты. Особое значение здесь имеют меры профилактического, превентивного характера. Такая реабилитация представляет собой целостный многокомпонентный процесс оказания помощи процесс, включающий медицинские, экономические, психологические, социальные, социокультурные и другие компоненты.    Путь их решения – это путь социального партнерства и равноправного сотрудничества. 
Формы интеграции 
* Социальное партнерство – реализация системы реабилитационной помощи населению с учетов собственных внутренних ресурсов, с привлечением муниципальных организаций и общественных объединений, а так же с привлечением коммерческих организаций в рамках заключенных договоров социального партнерства
* Оптимизация отрасли путем реструктуризации системы учреждений или путем создания единого реабилитационного пространства
Социальное партнерство 
* реализация системы реабилитационной помощи населению с учетов собственных внутренних ресурсов, с привлечением муниципальных организаций и общественных объединений, а так же с привлечением коммерческих организаций в рамках заключенных договоров социального партнерства.
* Чтобы оправдать ожидания обращающихся за помощью необходимо наладить контакты с представителями здравоохранения – городскими больницами, поликлиниками с целью расширения познания в области предоставления медицинских услуг.
* Чтобы обеспечить научно методическое сопровождение реабилитационного процесса заключить договора с университетами, издающими на своей базе учебно-методические пособия и организующие курсы повышения квалификации специалистов.
Комплексная модель реабилитационного процесса
Первый этап 
* первичная диагностика
* построение индивидуальной программы реабилитации 
Второй этап
* непосредственная коррекция имеющихся нарушений, включающая в себя различные виды: медико-социальной, психолого-педагогической помощи, социально-бытовой адаптации, а также различные методы реабилитации, как традиционные, так и инновационные
Третий этап
* оценка эффективности реабилитационных мероприятий 
Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. В этот момент семья особенно остро нуждается в поддержке квалифицированных специалистов. В Астраханской области  проживает 4125 детей-инвалидов, из них 548 детей в отдаленных сельских районах.  В связи с этим  у таких семей остро стоит проблема получения квалифицированной  современной реабилитационной помощи.
Обеспечение доступности инновационных услуг для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, проживающих в отдаленных районах и повышение реабилитационной компетентности родителей, через создание мобильной службы инновационных услуг.
Главной особенностью успешной работы является  внедрение системы поэтапного оказания социально-реабилитационной помощи, основанной на последовательное  включение в работу с детьми и семьями специалистов учреждения, а так же обучение персональных помощников – интеграционных консультантов, обеспечивающих сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, по всему индивидуальному маршруту реабилитации, поддерживающих постоянную связь со специалистами учреждения.  На основе этого разрабатывается комплекс мероприятий  по оказанию всех видов помощи, ориентированный как на городское население, так и на жителей сельских районов  области.
Организация и контроль реабилитационного процесса, в том числе внедрения инновационных технологий в процесс реабилитации
* ежемесячные консультативные приемы и практическая помощь специалистов центра населению в сельских районах области,
* интернет-консультирование, 
* скайп-сессии и скайп-консультации, 
* веб-семинары для специалистов, проживающих в отдаленных районах области.
Создание единого реабилитационного пространства
* Разработка единой информационной базы населения обращающегося за помощью в различные учреждения социальной сферы;
* Создание службы интеграционных консультантов, выезжающих в отдаленные районы  АО;
* Интернет-филантропия - передовые стратегии использования глобальной сети Интернет для оказания информационно-профилактической, благотворительной, консультационной и других видов  помощи нуждающемуся населению;
* Размещение информации о  деятельности учреждений и служб в СМИ,  в глобальной сети интернет, посредством распространения информационных буклетов; 
* Внедрение в практику различных форм взаимодействия специалистов и нуждающегося населения Skype-консультирования и веб-семинаров; 
* Сопровождение на протяжении периода реабилитации, в том числе посредством Skype-консультирования и веб-семинаров;
* Проведение веб-семинаров по обмену опытом работы со специалистами социально-реабилитационных учреждений РФ .
Работа с населением должна осуществляться по следующим направлениям: 
* Информирование населения о деятельности учреждений отрасли;
* Анализ жалоб и предложений;
* Анализ отзывов о деятельности учреждений.
Повышению общественного интереса к деятельности отрасли, инициированию общественного обсуждения, получению отзывов о деятельности учреждений и выработки предложений при помощи современных механизмов обмена информации в глобальной сети интернет  содействует создание локальной компьютерной сети для использования в повседневной практике новейших развивающих программ и демонстрационных пособий, сайты учреждений, страницы в социальных сетях.
Результаты деятельности учреждений отражаются в периодических изданиях, научных журналах и других  СМИ. 

Полный текст статьи доступен для скачивания

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии