11 августа 2014

Фильм, который меняет детство

 

Уже почти год, как фильм Ольги Синяевой «Блеф или с новым годом» живет своей жизнью. Добровольцы устраивают просмотры с обсуждением в разных городах России и других стран, причем некоторые школы приемных родителей показывают фильм кусками, дабы не отпугнуть, как они говорят, потенциальных приемных родителей. Но даже в этих кусках живут дети. Дети, которых оставили родители, а затем и родное государство, обрекая их худшую жизнь, пусть и в казенных красивых стенах.

Ольга Синяева смогла лично побывать на некоторых показах, трейлер фильма размещен в интернете, где развернулись обсуждения и местами баталии. Ярко себя проявляют две стороны. Одни согласны с автором и считают, что сложившаяся система государственного попечения о детях-сиротах в ее нынешнем виде абсолютно порочна и должна быть демонтирована. Другие считают, что фильм чистой воды манипуляция, дабы угодить и Западу и тем, кто за иностранное усыновление. Некоторые и вовсе выступают за укрепление сиротских учреждений, а один молодой человек даже предложил ликвидировать тех, кто борется за переформатирование детдомов в центры усыновления и поддержки семей.

Действует сайт фильма, выделенный в отдельный проект, а на днях заработал проект «Дети, домой!», совместно с одной из героинь фильма Марией Терновской, руководителем проекта «ПРО-МАМА» и «ПРО-Помощь». В каком-то смысле Ольга смогла сохранить то, что как кажется было утрачено - людей, и в кадре, и потом. В жизни самой.

Взрослые

Не перестаю хвалить посыл фильма и самого автора, который «подсмотрел» изнанку сиротского детства. Большинство людей не знают, что такое казенное воспитание. Имея свои представления, или те, которые сформировали наши СМИ, люди запросто рассуждают о жизни детей-сирот. «Блеф, или с Новым годом» позволяет избавиться от многих заблуждений.

Тем более, что фильм совершенно мягкий и не жуткий, как говорят многие. Ольга милосердно прошлась по системе, не используя разные приемы, которые бы значительно усилили бы фильм, сделав его фактически приговором системе. Она смогла найти такие тона и обороты, что люди не в теме рыдают на показе, - но, на мой взгляд, не от того что они видят в кадре, а от личного бессилия что-либо сделать, повлиять. Однако уже через некоторое время от них же мы получаем мощную обратную связь: многие осознали, что кое-что важное можно сделать - не строчить в социальных сетях посты, обличающие систему, а забрать хотя бы одного ребенка из этого ада. Ада, упакованного комнатами Монтессори, видимостью заботы со стороны государства и щедрых спонсоров-благоторителей.

Фильм разделил общество, открыл многим глаза, но до реального изменения ситуации еще много чего надо будет пройти нам всем.

Фильм вскрыл и такие проблемы, как российское разовое добровольчество - многие сразу после просмотра спрашивали, чем помочь, рвались в бой. Но как только им говорили какая помощь нужна, исчезали за тем горизонтом, из-за которого пришли. Лично меня это не удивляет, а Ольгу очень расстраивает, вроде человек обещает что-то сделать, а сам через некоторое время не подает признаков жизни. Но в теме сиротства это довольно часто явление. Такое же, как сидеть и лайкать материалы на форумах, но лично так и не доходя до реальной помощи. Но это беда не Оли, а наша, общая, гражданская, отечественная. Время лайков и перепостов симпатичных котиков.

Дети

Благодаря фильму (и, конечно же, себе) Андрей, главный герой «Блефа», теперь учится в университете; ему дали квартиру. Его ищут многие зрители, чтобы пожалеть или оказать помощь, часто не понимая, что жалость ему уже точно не нужна. Он твердо стоит на ногах, скорее надо жалеть тех, кто хочет его пожалеть.

Ведь после четырех раз в «психушке» странно вообще что Андрей живет. Но он живет, во многом благодаря Оле и ее друзьям. «Масик» с лошадкой тоже в семье, как и мальчик Даня, которого в кадре держала Оля на руках совершенно деревянного.

Система превращает многих сирот в психологических и моральных карликов. Дети в детдоме часто перестают расти и хотеть жить. Они деревянные. Но шанс есть. На днях я видел фото Дани в семье: веселый и главное - счастливый ребенок.

Довольно часто бывает так, что фильмы снимаются, а о жизни тех, кто был в кадре, через некоторое время уже никто ничего не знает. С Олей это не прошло. Сама приняв в свою семью ребенка-сироту, который до сих пор «лечится» в семье от сиротских травм, она сохранила огонь помощи тем, кому по сути не должна была помогать, так как просто снимала кино. Но это кино стало частью ее и нашей уже жизни. Спасибо тебе Оля, наше ты сиятельство.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии