25 сентября 2014

Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье будут рассматриваться две формы работы с песком: занятия в песочнице и рисование песком на световом планшете. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей.  Терапия песком (или как ее еще называют sandplay)  является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице или на световом столе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми. В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. В каждом дворе есть песочницы и малыши с удовольствием в нем возятся. Ребенок словно становится завороженным, пересыпает струйки в руки, делает домики, куличики, возит машинки, закапывает сокровища и многое другое. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции. Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу. 

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными. 

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией (список см. в Приложении). Первоначально для работы с песком использовали ящики размером 50х72х8 см, дно которых было выкрашено в голубой цвет, моделирующий воду и небо, однако сейчас с развитием этого вида терапии специалисты все чаще экспериментируют с различными формами песочниц для работы. Поверхность светового стола, на которой происходит рисование, представляет собой деревянный стол с подсветкой, то есть ребенок окружен максимально природными и близкими для его развития материалами. Помещение затемняется, чтобы на подсветке максимально были видны песочные следы и фактуры. Рисование песком сильно отличается от обычного рисования, для него не требуются специальные навыки и умения. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью рисования на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.  Мощно развивается тактильная чувствительность. Выполняя задания на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро. Таким образом, сочетания природных материалов и уникальных методов дает огромные возможности для коррекционно-развивающей деятельности, развития воображения. 

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками дает много возможностей для: - развития памяти. Пример: специалист ставит перед ребенком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребенок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребенок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает ее из песка. Упражнение можно усложнять, пряча несколько фигур. - развития внимания. Пример: на световом столе рисует рубашку с оторванной пуговицей и рядом много пуговиц разных размеров. Ребенок должен понять по пуговицам на одежде, какая подходящая и пальцем соединить ее с рубашкой. - восприятия. Пример: высыпаем в песочницу различные цветные предметы, перемешиваем их. Ребенок должен найти и положить каждый предмет в ведерко соответствующего цвета. - мышление. Пример: игра в «3 лишний» или «4 лишний». Рисуем на столе 3 или 4 предмета, объединенных по одному признаку, и один предмет, отличный от остальных. Ребенок должен сказать, какой предмет отличается и почему. Далее по такому же принципу водит сам ребенок. - воображение. Пример: даем ребенку простую инструкцию «Построй свой мир». Этот метод является проективным, и зачастую такие постройки являются дополнительной диагностикой внутрисемейных взаимоотношений, а так же пополняет темы работы с родителями. Занятия песочной терапией являются эффективными в детском развитии, особенно среди детей с ОВЗ, однако они довольно быстро устают, песок поглощает много сил. Поэтому рекомендовано заниматься по 40 минут 2 раза в неделю, чередуя песочницу и световой стол.         

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Список произведений: 

1) П. И. Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик». 2) А. Л. Вивальди. Времена года. 3) П. И. Чайковский. Времена года. 4) В. А. Моцарт. Симфонии и серенады. 5) В. Шуман. Сонаты и пьесы. 6) Л. Бетховен. Лунная соната. 7) Н. Паганини. Каприччо. 8) М. Мрвица. Хорватская рапсодия. 9) И. С. Бах. Арии. 10) Р. Вагнер. Полет валькирии. 11) П. И. Чайковский. Музыка из балета «Лебединое озеро». 12) К. Дебюсси. Лунный свет. 13) А. Корелли. Симфонии и сонаты. 

Список литературы: 1) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. . – СПб.: «Речь», 2007. 2) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: «Речь», 2008. 3) Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: «Речь», 2008. 4) Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. 

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии