10 сентября 2014

Физиология. Стресс и его тенденции.

 

Стресс – самый частый, неизбежный и необходимый спутник нашего существования. Необходим он нам в небольших количествах, поскольку именно легкий стресс – прекрасный стимул для развития, борьбы, преодоления, развития и роста. Но, к сожалению, чувства меры в этом мире не соблюдается нигде или почти нигде. Поэтому стрессоров (факторов, воздействующих на нас негативно) часто оказывается больше, чем достаточно. Длительные или острые стрессовые ситуации способны изменять химические процессы организма, тогда, если стресс во время не минует, патологические реакции становятся привычными, соответственно, разрушительные химические процессы в организме продолжат свое развитие. В таком случае у человека развиваются различные заболевания. Теперь наукой установлено, что спектр их весьма широк.

Психосоматические расстройства (от греч. psyche — душа и soma — тело) — это нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности. Вся вегетативная (от лат. vegetativus — растительный) нервная система, то есть, та часть нервной системы, которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, или еще проще – обеспечивает «овощное» существование организма, обеспечивает и постоянство его внутренней среды, которое еще называется гомеостазом. Этот самый гомеостаз слагается из составных частей, в которые лучше сейчас не углубляться, но надо сказать, что именно их равновесие – важнейшее условие здоровья организма. Именно оно в первую очередь нарушается при стрессе.

Человеческий мозг воспринимает информацию, и она подается по различным сенсорным каналам. Например, системы зрительной и слуховой модальностей возбуждаются соответственно электромагнитными и акустическими волнами. Мы существуем в непрерывно меняющейся физической среде. Наши анализаторы созданы природой, чтобы оптимальным образом получать информацию об этих изменениях. Физическим сигналам соответствуют определенные психические образы. Это невозможно себе представить, насколько сложную работу проводит наш организм, чтобы создавать эти образы, чтобы «склеивать» логическую информацию из множества реакций, которые стимульно поступают на воспринимающие органы чувств.

Для того чтобы мы имели возможность правильно понимать самих себя, тем более для того чтобы у нас получалось так воспитывать детей, чтобы результатами воспитания мы были удовлетворены, нам необходимо представлять себе  некоторые процессы, происходящие в нашем организме. Например,  как именно и почему происходит нарушение гомеостаза и разбалансировка организма?

Одна из теорий утверждает, что психосоматические симптомы проявляются из-за подавления эмоций. Наши предки на все внешние раздражители реагировали действием: появилась добыча − догоняй, напал враг − защищайся, грозит опасность − убегай. С помощью мышечной системы тела напряжение снималось сразу. Сегодня, как и в былые времена, любой стресс приводит к выбросу гормона действия −адреналина. Но так как человек существо по природе не только биологическое, но и социальное, а, следовательно, обремененное множеством этических запретов, во всяком случае, в нормальном обществе именно так быть и должно, то негативные эмоции подавляются, раздражение загоняется внутрь.

У каждого человека существует свой набор прижизненно сформированных способов реагирования на стресс, исходя из его культуры, опыта и физиологии. Ведь человеку необходимо адаптироваться в любой среде. Так вот, если стратегия совладания у него недостаточно эффективна, то физиологические компоненты эмоций при эмоциональном стрессе приобретают паталогические значения в формировании психосоматических нарушений. Они-то и порождают как физические заболевания, так и психические надломы.

Как можно избежать возникновения психосоматических расстройств?

Конечно, мы все понимаем, что самое лучшее – устранить источник стресса. А поскольку он, как правило, не устраняется, то есть и другой способ: научиться управлять своими реакциями. Оказывается, это возможно даже на уровне мимики мозга, которой, при помощи определенных тренингов, человек способен овладеть. Ведь это только вслушаться надо: мимика мозга! Звучит волшебно и потому, что, как в сказке, и потому, что кажется недостижимым. Но мы неправы, если не верим в свои возможности. Эти возможности существуют, их представляет нам психофизиология в виде тренировок на электронном приборе Биологической обратной связи, при помощи которого мы можем научиться управлять как своим стрессом, так и стрессами своих детей, для которых разработаны специальные программы. А Самое главное, разрушительные последствия этих стрессов оказываются в этом случае также у нас под контролем.

Итак, либо мы покидаем фрустрирующую ( от лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») ситуацию, избавляем себя от раздражающих обстоятельств (что часто невозможно и далеко не всегда целесообразно), либо учимся самоуправлению. Иными словами, мы учимся «другими глазами» смотреть на представляемые судьбой (или тренингом) ситуации.  А, значит, и все химические процессы организма мы тем самым «перезапускаем». 

Безусловно, на этот вопрос стоит обратить  особое внимание, потому что путем работы над собой, путем применения усилий, человеку удается научиться смотреть на разные ситуации под разными углами. В целях самосохранения, а так же сохранения окружающих от разноса, который привносит в любое общество разбалансированный человек, это действительно разумный выбор. В любом случае – это попытка самоуправления, что не может быть неинтересно или дурно.

Для этого, чтобы подобный подход стал возможным, нужна наша максимальная осознанность, исключение «роли жертвы из репертуара личности». Оказывается, именно это чрезвычайно непросто и далеко не всегда желаемо нами. Потому что искать виноватых проще. От этого пристрастия заболевания множатся. А способов борьбы с ними, кроме медикаментозных, которые, как известно, «одно лечат, а другое калечат», остается немного. И если уж быть совсем точным, то способ тут один: научиться регулировать самостоятельно физиологические параметры своего организма. Если мы, работая над собой, овладеем этим уменьем, нам будет на порядки проще «держаться в седле» и прокладывать правильные фарватеры в курсе воспитания наших детей.

 Помимо множества психологических тренингов, способствующих овладеванию саморегуляцией, некоторыми из которых, в частности, владеет автор данной статьи, существует еще и аппаратная диагностика с системой специальных занятий. Это производится на приборе Биологической обратной связи, популярность которого растет вместе с развивающимися возможностями. Об аппарате Biofeedback можно подробно прочесть в интернете, здесь же я скажу еще несколько слов о том, как мне представляется целесообразным реагировать на некоторые тенденции последнего времени, и как выходить из тех тупиков, в которые человечество добровольно загоняет себя.

Выдающийся австрийский ученый Конрад Лоренц в своей работе «Агрессия. Предполагаемое зло» отмечает: « Разрушительную тенденцию сыграла роль неверно понятая американскими психологами установка   Фрейда о том, как плохо сказывается на человеке потеря любви. Отсюда пошла тенденция оберегать детей от любого вида ограничений и огорчений, которая в некоторых странах уже достигла абсурда. Следствие этого направления ужасное, потому что дети, полностью лишенные фрустрации, растут, невыносимо наглыми, а уровень агрессии у них зашкаливает. На фоне обнищания культуры мы имеем тут конкретный   пример оглупления и обмельчения вида, в данном случае –  человеческого. Потому что такие дети, выйдя их семьи, сталкиваются с совершенно непохожим на нее внешним миром, который их любить и им прощать не склонен, и дети превращаются в невротиков в рекордно-короткие сроки»

Нет чтобы «бить в барабаны и трубить в трубы», получив явные доказательства негодного метода воспитания. Но «у оглупевшего и потерявшего ориентиры человека этого логичного этапа не наступает, он замалчивает свою ошибку» и продолжает отвергать известные из древности законы, следуя которым дети закаляются, укрепляются, вырастая стрессоусточивыми и просто устойчивыми в жизни людьми. Я хочу подчеркнуть, что эти воистину справедливые слова принадлежат Нобелевскому лауреату по физиологии и  медицине Конраду Захарии Лоренцу, чьи выводы по определению поверхностными быть не могут.

Современное течение жизни, требования социума и изобилие упрощающих жизнь продуктов цивилизации выдвигают новые требования к человечеству, к которым нельзя не прислушаться, если оно намерено и дальше существовать как вид. Убийственные стрессы растут и овладевают нами, заставляя нас существовать в условиях бизнеса, который ставит перед собой краткосрочные планы, а они, в свою очередь, выживаемости не способствуют. Люди теряют способность долгосрочного планирования, а это значит перестает уметь просчитывать ходы,  т.е. мыслить, всматриваясь вдаль. Стремительно исчезает способность терпеть, а значит, выдерживать более или менее длительные нагрузки, как физические, так и моральные. Расставаясь с вечными ценностями и традициями, люди утрачивают способность критического мышления, потому что у них отмирают прежние нравственные опоры, из рода в род служившие маяками. Выращивая изнеженное потомство, человечество готовит себе нежизнеспособную смену, которую неминуемо поглотит растущий и набирающий устрашающее разнообразие форм стресс. Суммарно все это служит сигналом назревшего пересмотра ведущих принципов подхода к воспитанию детей, но не менее – к способности реально воспринимать нечто, что может произойти не через три минут, а через несколько лет.

Никогда не утратят своих побительных свойств закалка, ограничение в дозволенности, упорядочение быта, мыслительные упражнения, любого рода ораганизующие занятия, которые не облегчают, как это стало привычным, а напротив, усложняют достижение цели. Стресс губителен для слабых. Стать сильным в этой жизни можно, усилив требования к себе, повысив степень понимания физиологических процессов в организме человека и построив новые подходы к воспитанию детей – со здоровой системой требований и неизменной шкалой нравственных ценностей.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии