13 сентября 2014

Психология. Развитие способностей ребенка и стресс.

 

«Не стало ничего святого.   

Все разбрелись и тянут врозь.

Расшатываются основы,

Которыми все создалось» –  «Фауст», Гёте.

 

Говоря о стрессоустойчивости наших детей, надо непременно отметить извечный человеческий перегиб – потерю золотой середины. Той самой, откуда видны опасности и возможны достижения, той самой, которая не слепит изобилием, но и не заставляет голодать. Той, которая минимально рождает стресс и сохраняя максимальную возможность его преодолевать.

Мы бесконечно готовы «разбирать по составу» способы воздействия на воспитательные процессы, мы читаем книги и рассуждаем о новейших тенденциях, мы, кажется, демонстрируем свой «шаг в ногу» со стремительно развивающейся цивилизацией…

Но разве она, цивилизация, в своем движении идет? Разве можно назвать шагом ее стремительный полет? Нет, конечно, нет. А это значит, что и мы, стремясь успеть за нею, летим.

Кому знаком вид из окна автомобиля, превысившего скорость на трассе? Впрочем, зачем нам говорить о нарушениях. Лучше рассмотреть вид из окна поезда, несущегося во весь опор. Разве мы можем прочесть названия станций, если наш поезд не тормозит? Как говорится, увы и ах, это нам не удастся. Чтобы понять что-то, необходимо снизить темп. Для тщательного же рассмотрения нам необходима полноценная остановка. А теперь давайте беспристрастно ответим себе на вопрос, насколько мы способны разглядеть ведущие ориентиры жизни в том темпе, который наша жизнь диктует нам.

Если мы будем честны, то увидим, что ответ нас никак не обрадует.

Все вышесказанное относится к нашим детям. К тем требованиям, которые предъявляют им социум, к тем требованиям, в которые их, как в колодки, заковывают амбициозные родители. Наша привычка к штампам тоже родом из области скоростей. Нам некогда думать самостоятельно в этом мире тестов и готовых клише. И все-таки, наука недвусмысленно предлагает нам остановиться.

Ранее развитие, агрессивное образование, воспитание вне рамок и ограничений, искажение ценностей и спил тех столпов, которые из века в век держали человечество на плаву, ставит перспективы человечества в весьма сомнительное, с точки зрения выживания, положение. Дети растут издерганными и психически ослабленными, претенциозными и не способными к миролюбивому общению. Они буквально «набиты» разными, полезными в современности данными, но мыслить они не в состоянии.

Мозг ребенка, работающего «в тестовом режиме» не способен к творческому процессу, он не производит своего. Откажи вдруг конвейер, подающий штампы на любой случай жизни, и такой ребенок остановится, парализованный. В мире, где способности человека изучаются на крысах, находящих выходы из лабиринтов, человек способность поиска выходов стремительно утрачивает.

И, раз уж мы вспомнили о крысах, то привести одно исследование, проведенное учеными с ними, будет тут как нельзя более уместно.

По принципу поиска выхода из лабиринта и способности его запоминать, ученые разделили крыс на три группы. В первую отправили самых умных, талантливых и находчивых животных, им создали условия повышенного комфорта жизни и питания. Во вторую – самых неспособных и медлительных, их заставляли работать для получения корма и изредка несильно искусственно стрессировали. В третью группу поместили крыс «обычных», которые выходы находили, но при этом не отличались ни сообразительностью, ни особенной памятью. Этим крысам предложили умеренный труд по добыче пищи в спокойных условиях.

Поскольку крысы размножаются быстро, ученые позволили себе продержать эти семьи без смешений в течение нескольких поколений. А потом животных все-таки смешали. Умных крыс смешали с глупыми, а средних не тронули.

Результаты могли бы ошеломить обывателя, но для ученых они оказались предсказуемыми. Самыми благополучными оказались «средние» крысы – лишенные изнеживающих условий и превышающего средний порог стресса. Прежде умные и талантливые крысы в комфортных условиях свою проницательность и скорость реакций утратили, теперь они отставали от когда-то глупых и неповоротливых крыс. Последние же, развив в себе стрессоустойчивость и умение достигать цели, опережали их по параметрам  проверок. Они были готовы сражаться за пищу и территорию, что и делали с успехом.

Проведя нехитрый процесс переноса, мы можем убедиться из этого примера, к чему готовят своих детей родители, тотально оберегающие их от фрустрации.  Так же мы в состоянии предположить теперь, какие качества могут проявить дети,  оказавшиеся в сложных условиях поначалу, но впоследствии, попавшие в нормальные условия жизни и под влияние воспитателей, не зараженных штампованным мышлением.

Поскольку в своем личном опыте я имею богатую россыпь аргументов, которыми могу подтвердить свои мысли, в этой статье я хочу поделиться с читателем тем «секретом», который имели мы с моими личными, и неважно, какой крови, детьми. Это действительно неважно, какой ребенок крови, потому что усыновленные дети терпели поначалу свои известные стрессы, кровные же не меньшие, когда, при самых лучших побуждениях оказались вынужденными кардинально менять свой образ жизни в связи с умножением семьи вдвое. «Наши трудные обстоятельства жизни – наш бонус, –  говорила я им. Мы сразу столкнулись с трудностями, и мы научимся их преодолевать. Но что будет с теми детьми, кто жил в холе и неге, кто не привык делиться ничем – ни любовью, ни материальными благами, ни физическим пространством вокруг себя? Итак, мы потерпели некоторые лишения в самом начале наших судеб. Но именно из этого мы сделаем нашу победу, потому что именно в этом нам повезло».

Выдающийся австрийский учёный, один из основоположников этологии — науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Конрад Захария Лоренц в своей работе «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» называет в их перечне, в частности, изнеженность, бег человечества наперегонки с самим собой, индоктринируемость, что означает растущую внушабельность людей, производимую искусственно и самопроизвольно, а так же, что очень важно, нарушение традиций и, как следствие, генетическое вырождение.

Я искренне рекомендую всем, по случайности не знакомым с трудами этого замечательного ученого, скорее ознакомиться с ними. Та информация, которая под разными углами щедро предоставлена нам Конрадом Лоренцом, дает надежду на то, что среди нас начнет расти количество воспитателей и родителей, ускоренно и осознанно возвращающих лучшие традиции народа, семьи в свой перечень ценностей и обиход.

Нам необходимо «проредить» нагрузку, которую мы возлагаем на детей, опасаясь, что они не смогут соответствовать в социуме тем меркам, которые кажутся заманчивыми нам.  Мне кажется, куда разумней было бы обеспечить нашим детям полезное количество выживательного стресса, равнополагающую нагрузку с учетом знания воспитателями и родителями тех физиологических процессов, которые в каждом возрасте с ребенком происходят, рамки морально-нравственного воспитания. Нам необходимо самим осмыслить то, как мы живем, назвать словами свои ценности и ориентиры. Тогда наши дети не будут жертвами нашей безумной гонки за социальными «высотами», а получат возможность вырасти здоровыми физически и психически людьми, умеющими преодолевать стресс и не падать в обморок от потери зарядного устройства модного гаджета.

Давайте вернем в свой лексикон замечательное словосочетание «чувство меры». Давайте предпримем честную попытку ответа, насколько нам важнее здоровье ребенка, чем его будущая карьера. Давайте осознаем, что наши дети нуждаются в здоровом общении, А оно состоит не из встреч только с «удобными людьми». Давайте не будем забывать  печальной участи талантливых, но изнеженных испытуемых крыс.

Чтобы наши дети никогда не утратили способности находить выходы из тех ситуаций, которыми так неожиданно и непредсказуемо бывает щедра наша жизнь.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии