Тренинг по сопровождению приемных родителей АНО Центра «Про-мама» «Повышение Родительских компетенций». Программа и методические рекомендации.

 
Обоснование 
Наш многолетний опыт работы с приемными родителями показал, что в процессе воспитания приемного ребенка у них могут появляться сложности и вопросы. 
Мы считаем, что некоторые из этих вопросов эффективнее всего решаются в процессе групповой работы. 
Общение не только со специалистами, но и в кругу единомышленников,  друг с другом  позволяет, во-первых, снизить уровень эмоционального напряжения и тревоги, во-вторых, убедиться в том, что они не одиноки в своих проблемах, и, в-третьих, поделиться опытом и своими «воспитательскими находками».
Перед созданием Программы мы провели анализ существующих в нашей стране групповых программ сопровождения приемных семей и пришли к выводу, что их реализация сводится в основном к «клубно – досуговой» деятельности (Родительские клубы с чаепитием, совместные поездки на экскурсии, в походы и пр.)
Важно понимать разницу между  «клубно – досуговыми», обучающими и терапевтическими группами (последние – большая редкость в сфере приемного родительства).
Мы считаем, что наиболее эффективную помощь могут оказать именно обучающие группы, т.к. они работают не принципу оказания разовой помощи в конкретной ситуации, а за счет системного подхода и влияния групповых процессов помогают человеку создать целостную картину и найти варианты разрешения проблемных ситуаций самому. 
Программа тренинга основана на компетентностном подходе к деятельности приемных родителей и на системном подходе к рассмотрению приемной семьи и ее функционирования.
По нашему мнению, эти  подходы являются наиболее эффективными для обеспечения нормального функционирования приемной семьи. 
Программа подготовки (ШПР), которую все из участников проходили, тоже строится на компетентностном подходе. Но в ней в основном идет речь о ребенке, а в Программе по сопровождению равное внимание уделяется и ребенку, и  родителю. 

Ведущая цель программы
Повышение родительских компетенций путем формирования системного взгляда на развитие взаимоотношений с приемным ребенком. 

Принцип построения программы 
Тренинг состоит из 8 занятий, в которых рассматриваются различные возрастные периоды жизни ребенка, а также взаимодействие между приемной семьей и кровной семьей ребенка, ресурсы и риски такого взаимодействия.
В программе рассматриваются все возрастные периоды развития ребенка, несмотря на то, что конкретные дети участников могут не соответствовать этим периодам. Это важно потому, что у детей возможен регресс в какой-то предыдущий период, на котором не были решены задачи развития этого возраста, а у приемных детей такой регресс – обычное явление. 

Используемые методы
В программе используются практически все  методы интерактивного обучения (мозговой штурм, работа в малых группах, работа в парах, ролевые игры, групповая дискуссия, индивидуальные мини – сессии).

Методические рекомендации
При реализации программы необходимо учитывать следующее:

1.Принцип формирования групп.
-Участниками группы могут быть приемные родители, имеющие стаж воспитания приемного ребенка не менее года.
-Количество участников в группе  должно быть не менее 7, но не превышать 12 человек.
-желательно, но не обязательно посещение группы обоими родителями (если семья полная).

2.Помещение и условия проведения.
- Помещение должно быть подготовлено с учетом тренингового формата (наличие достаточного свободного пространства для рассаживания участников по кругу)
-оборудование и материалы: часы, флипчарт, маркеры, бумага формата А4, цветные карандаши, пастельные мелки,  2 мотка прочных нитей (или веревочек) разных цветов; игрушки, книжки и/или другие предметы в количестве 15 – 20 штук (см. описание упражнения «Охапка обязанностей»).

3.Формат проведения.
-регулярные встречи с периодичностью 1 раз в неделю продолжительностью 4 астрономических часа (5 академических) с 20-минутным перерывом.
-в программе запланировано 8 встреч, но при необходимости расширить Занятие №7 (см. программу), количество встреч может быть увеличено до 9.

4.Формат группы.
Закрытая.

5.Требования к ведущему.
- Наличие компетенций и опыт в области проведения групп и индивидуальной терапии или индивидуального консультирования;
-наличие компетенций и опыта в сфере работы с приемными семьями;
-владение базовыми навыками семейной терапии в рамках системного подхода; 
-опыт проведения ШПР не менее 1 года (желательно);

Программа тренинга

1 занятие. Знакомство. Разница между кровными и приемными детьми. Профессиональный подход к воспитанию ребенка. Родительские компетенции.
2 занятие. Период жизни ребенка 0-1 год. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
3 занятие. Период жизни ребенка 1-3 года. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
4 занятие. Период жизни ребенка 3-7лет. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
5 занятие. Период жизни ребенка 7-14 лет. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
6 занятие. Период жизни ребенка 14-18лет. Место ребенка в семейной системе. Роли ребенка и родителя. Ресурсы и риски этих ролей. Позитивные способы взаимодействия с ребенком.
7 занятие. Идентичность ребенка, его прошлое и кровная семья. 
8 занятие. Взаимодействие двух семейных систем. Ресурсы и риски этого взаимодействия.
Завершение.




Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии