19 января 2018, 15:04

Как помочь ребёнку добиться успехов в учёбе

 

Ход занятия

Здравствуйте. Мы рады ,вновь с вами встретиться. И сегодня мы поговорим на тему «Как помочь ребенку добиться успехов в учебе».

Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Поэтому и стоит задача: помочь ребенку добиваться успехов в учебе.

Школа связана с целым рядом перемен в жизни детей. Они переходят из детского сада в начальную школу, затем в средние и старшие классы. Каждый год дети совершают переход от беззаботности летних каникул к строгости занятий в классе. Даже в течение дня дети переходят от одного предмета к другому. И это не всегда легко.

Учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени, конечно) обязательно участвуете. Помните, сколько надежд, счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях, когда ваши дети, пошли в школу
И сегодня наша с вами задача – выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Но сначала, с вашего разрешения, мы заполним анкеты (анкетирование «Оценка своей роли и степени участия в учебной деятельности детей».)

Анкета для родителей.
Ф.И.О. родителя:__________________
Вопросы
Ответы
1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите а) самый любимый
б) самый сложный для вашего ребенка учебный предмет
А)
Б)
4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком его учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?

5. Какой предмет в школе был самым любимым а) у вас б) у вашего мужа (жены)?
А)
Б)
6. Напишите, что в течение последней недели читали (или прочли) а) вы б) ваш муж (жена)?
А)
Б)
7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?

10. Любит ли ваш ребенок учиться? Если нет, то почему?

Ответив на вопросы анкеты, вы для себя уже сделали вывод о том, на сколько вы активно участвуете в школьной жизни ребенка. Можете поделиться своими выводами, на что Вы раньше не обращали внимания, или, на чем дополнительно вы теперь будите концентрировать свое внимание.

Упражнение: «Дерево проблем».
Инструкция: Перед вами «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас написать ответ на вопрос: «Почему у наших детей снижается интерес к учению или может снизиться?». Значимые на ваш взгляд причины записывайте на подготовленные «листья», а по окончании мы вместе еще раз их обсудим.
(Возможные причины: недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание; недостаточное умение читать и понимать текст; недостаточный словарный запас, начитанность и умение выражать мысль; несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности; неумение сравнивать, находить аналогии; отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника; однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров; авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности; низкая самооценка школьника)
Мини-лекция.

Есть несколько основных способов, которые помогут повлиять на школьные успехи вашего ребенка:

Первый способ: Отведите определенное время и место для выполнения домашних заданий.
- у ребенка должно быть постоянное место для приготовления уроков;
- когда ребенок делает уроки, вокруг должно быть тихо;
- установите определенное количество времени, которое ребенок должен посвящать приготовлению уроков каждый день;
- если вашему ребенку трудно долго сосредотачивать внимание, разделите время приготовления уроков на несколько частей;

Второй способ: Помогайте ребенку готовить уроки.
- даже если вы не очень уверенно чувствуете себя с дробями, физикой или разбором предложения, есть вещи, в которых вы все-таки в состоянии помочь своему ребенку. Прежде всего, сделайте так, чтобы ребенок всегда мог обратиться к вам за советом, и при каждом удобной возможности хвалите его за то, что он делает уроки;
- помогите ребенку организовать рабочее свое место время и достать нужные для занятия материалы;
- проследите за тем, чтобы ребенок садился за уроки в назначенное время.

Третий способ: Поддерживайте связь с учителями.

- посещайте родительские собрания и дни открытых дверей постоянно, если вы сами не можете, попросите бабушек и дедушек помочь в этом;
- познакомьтесь со всеми учителями и объясните им, что вы заинтересованы в том, чтобы знать, как идут дела у вашего ребенка.

- чаще заходите в школу, чтобы встретиться с учителем или созванивайтесь с ним, чтобы получить более подробную информацию и обсудить школьные успехи вашего ребенка.

Четвертый способ: Решайте школьные проблемы вместе с учителем.
- постарайтесь успокоиться, когда у вас возникла какая - то острая проблема, вы можете гораздо лучше помочь ребенку, если во время встречи с учителями и администрацией сохраните спокойствие и сможете сосредоточиться на возникшей проблеме;
- выясните, в чем именно состоит проблема. Если вам не удалось сразу уловить суть со слов учителя, не стесняйтесь задать конкретные вопросы.
- спросите учителей или администрацию, что они предлагают сделать, чтобы разрешить возникшую проблему или изменить ситуацию. Они обладают большим опытом работы с разными детьми и могут знать, что лучше предпринять в подобном случае;
- предложите свой способ разрешения проблемы или улучшению ситуации. Доверяйте своему чутью – никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. Прислушивайтесь к тому, что советуют учителя, но не стесняйтесь поделиться своим мнением.
- не принимайте ничью сторону и не старайтесь, во что бы то ни стало оправдать своего ребенка. Помните, что цель вашей встречи с учителями в том, чтобы получить информацию, разрешить конкретную проблему и найти способ помочь ребенку избежать подобных сложностей в будущем.

Вместе с ребенком приложите все усилия, чтобы выполнить то, о чем вы договоритесь с учителем;
- поблагодарите учителей и администрацию за их работу и уделенное вам время. Покажите учителям, что вы высоко цените их усилия.
- не обсуждайте учителей при ребенке, а так же не настраивайте ребенка против учителей.
Так как мы заговорили о проблемах….работа в группе : «Ситуация»

Работа в группе. «Ситуация»

Инструкция: Перед вами проблемная ситуация.
Ситуация 1
Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как.
Ситуация 2
Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, бросался жвачкой».
Ситуация 3.
Придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как выполнять домашнее задание. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Как помочь ребенку?
Вам необходимо совместно продумать два варианта выхода из нее: как не следует поступать и как поступать надо.
(Можно предложить записать свои, волнующие родителей, ситуации и обменяться ими в группах для работы)
Общий вывод: Чтобы меньше принималось вторых решений, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.

Игровое упражнение «Инструкция».
Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок всегда будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.

Детям часто кажется, что окружающие люди не понимают их. Следующее упражнение поможет взрослым осознать это.
Из числа родителей выбирается один ведущий. Ему дается лист бумаги с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания для воспроизведения каждым участником тренинга данного изображения. Затем ведущий просит всех участников упражнения поднять листы с выполненным заданием; проходя по кругу, он сверяет изображения с эталоном.
После выполнения упражнения родители обсуждают: точно ли ими выполнена инструкция водящего? Достаточно ли ясной была инструкция?
Отсюда вывод: сажая ребенка за выполнение домашнего задания, давайте четкие указания. Что вы от него хотите.
Помогите вашему ребенку научиться тому, как следовать указаниям.

Упражнение «Добрые слова».
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Но иногда бывает так, что, даже хваля ребенка, мы, взрослые, используем небольшой запас слов.
Может быть, это случилось потому, что…. «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил людей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли. А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими детьми». Все перечисляют: «милый», «родной», «умный», «добрый», «красивый»…
И действительно нежные слова помогают детям приобрести уверенность в себе.
А сейчас, давайте на флипчерте запишем основные правила, которые помогут детям в учебе добиться успехов..
(специалист начинает первые записи, родители дополняют)
• ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
• создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
• никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
• родители должны сами предлагать помощь;
• ……(дополняют родители)

Рефлексия «Завершение фразы».
Я решил (а) для себя, что никогда не буду…
Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка – это…
Я понял (а), что результаты учебной деятельности моего ребенка зависят…
Заключение:
Итак, сегодня мы убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех любите его, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
И у вас, самых близких для него людей, это обязательно получится!
И в конце нашей встречи разрешите раздать памятки с рекомендациями.

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии