10 февраля 2020, 14:30

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателей социально - реабилитационных центров

 

Использование современных педагогических технологий
в работе воспитателей социально - реабилитационных центров
С.Г.Заскалько
Старший воспитатель –
заведующий отделением социальной реабилитации
ГБУССЗН «Ровеньский центр
социальной помощи семье и детям «Семья»
Белгородская область, п. Ровеньки
zaskalko.sveta@mail.ru

Областные учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенные для оказания семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, семьям с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из их числа, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Центр является организацией, предназначенной для оказания помощи семье и детям в стационарных и полустационарных формах для временного проживания семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Центр включает в себя следующие структурные подразделения:
- отделение ранней профилактики семейного неблагополучия, содействия семейному устройству и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и лиц из числа с социальной гостиницей;
-отделение социального сопровождения семей с детьми;
-отделение социальной реабилитации – специализированное структурное образовательное подразделение.
Такое учреждение функционирует в Ровеньском районе с января 2019 года. За год в отделении социальной реабилитации прошли реабилитацию 25 несовершеннолетних воспитанников.
На реабилитацию в «Ровеньский центр социальной помощи семье и детям «Семья » поступают дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации, из социально неблагополучных и малообеспеченных, неполных или многодетных семей. Как правило, эти дети социально и педагогически запущены. Многие имеют проблемы психологического характера, низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности. Дети испуганные, недоверчивые, порой озлоблены, у большинства воспитанников Центра есть проблемы в знаниях, не сформированы навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, поэтому важная задача воспитателей заключается в оказании помощи ребёнку жить в социуме, научить правильно общаться, самостоятельно преодолевать трудности. Главное, на мой взгляд, для воспитателей центра - формирование и развитие социальных знаний и навыков, которые необходимы для самостоятельной жизни:
-привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживания;
-формирование навыков культуры поведения;
-формирование коммуникативных навыков;
-развитие творческих способностей;
-развитие познавательного интереса;
- формирование патриотических чувств;
-привитие правовых знаний.
Достижение поставленных целей обеспечивается через реализацию комплексной программы «Я вхожу в общество». Работа по решению этих задач ведется при тесном взаимодействии специалистов всех категорий: психологов, социальных педагогов, специалистов по работе с семьей, педагогов дополнительного образования и воспитателей.
Ведущим средством в работе Центра при решении поставленных задач – активное, целенаправленное вовлечение воспитанника в различные виды общественно- полезной деятельности: в групповые занятия, в занятия по реализации досуга воспитанников, в занятия кружков и секций, которые способствуют накоплению положительного нравственного опыта, разрушению отрицательных привычек и формированию положительных.
Эта работа реализуется через систему традиционных и внедрение инновационных воспитательных технологий. Воспитатели нашего центра в своей работе используют следующие воспитательные технологии:
Технология педагогического общения – это технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов.
Основное назначение педагогического общения - сохранить достоинство ребенка, оградив достоинство педагога. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель. Здесь очень важным воспитательным моментом является то, каким тоном обращается воспитатель к воспитаннику, воспринимает ли он его как равноправного субъекта общения.
Технология педагогического разрешения конфликта – это технология устранения имеющихся противоречий между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта - обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – это технология воспитания, в основе которой лежит оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры.
Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения.
К основным принципам педагогического оценивания относятся недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и другие.
Технология предъявления педагогического требования – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы.
Основные правила предъявления педагогического требования:
Скрытая педагогическая позиция;
Тактичное оформление требования;
Детализация выдвигаемых требований;
Акцентирование на положительной программе действий;
Положительное подкрепление требования;
Терпеливое ожидание результатов.
Современные воспитательные технологии являются одним из необходимых условий инновационной деятельности социально – реабилитационного центра для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В своей работе воспитатели используют следующие инновационные технологии:
Технология коллективного творческого дела (И.П. Иванов.) Использовать различные виды воспитательного воздействия в работе стараемся творчески. Этому способствует технология КТД, позволяющая включить каждого воспитанника в совместную деятельность.
Данную технологию мы используем при подготовке к конкурсам, соревнованиям, исследовательским проектам. На начальном этапе воспитанники вместе с воспитателем создают проект. Затем обсуждаются пути его реализации, распределяются роли с учетом способностей и желания воспитанников. Далее следует деятельный этап. Результаты деятельности обсуждаются всеми участниками проекта. При этом объективно оценивается вклад каждого в общее дело.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант».)
Интеллектуальные КТД («Брейн ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество: конкурс рисунков, стихов, выпуск газет и бюллетеней)
Спортивные КТД (пример: «Старты надежд», )
Экологические КТД (Организация птичьих столовых «Накорми птиц зимой»)
Игровые технологии. Технология-тренинг. С целью вызвать интерес, придать занимательность проводимому мероприятию используем в работе игровые технологии, которые помогают раскрыться воспитанникам в полную меру. Упражнения игрового характера могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (устранение конфликтности, овладение навыками слушания) или же целый комплекс задач. Наиболее используемыми являются следующие игры:
• «Рассказ по кругу» развивает умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;
• «Интервью» способствует развитию умения вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ;
• «пойми меня» развивает умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях;
• «Без маски» развивает умение делиться своими чувствами, переживаниями, настроение с товарищами.
• Мозговой штурм; кроссворды, сканворды, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д. Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека, развивают культуру речи и помогают закрепить пройденный материал.
Игровые технологии используются также при проведении классных часов и при проведении праздников.
Здоровьесберегающие технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка, обучения навыкам сохранения его, привития воспитаннику навыков здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни, поэтому если научить ребёнка с малых лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На воспитательных часах, посвященных профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни воспитатели проводят следующие беседы: «Курить – здоровью вредить», «Жить без наркотиков», «Вредным привычкам – нет!», «Мы за ЗОЖ», игры и упражнения, вечера вопросов и ответов по данной теме. Проводятся различные спортивные мероприятия, состязания, вовлекаются воспитанники в различные спортивные секции, действующие в посёлке. Проводя различные воспитательные мероприятия и организуя самоподготовку, воспитатели используют следующие методы и средства: гимнастика для глаз, мимические разминки, динамические паузы. Вошли в практику работы воспитателей проведение оздоровительной зарядки после сна, подвижные игры на свежем воздухе, походы, посещение катка, ФОКа, спортивные праздники.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ), цель которой: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей детей, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ можно использовать на всех этапах процесса воспитания.
Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих) и игр.. Применяют воспитатели данную технологии в форме мультимедийных презентаций, что позволяет решить задачи наглядности, доступности, самостоятельности, индивидуальности.
Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами. )
Использование в работе воспитателей ИКТ очень помогает при составлении сценариев к праздникам в центре, при подготовке к мероприятиям, при проведении воспитательных часов. В процессе применения данной технологии у воспитанников развивается самостоятельность, уверенность в себе, способность к самореализации.
Технология арт – терапии, арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
Использование арт – терапевтических технологий позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушение поведения, помочь интеллектуальному развитию. Наиболее часто в своей работе воспитатели центра практикуют: сказкотерапию, музыкотерапию.
Технология организации групповых дел ( Н.Е. Щурковой)
Организация группового дела - одна из самых эффективных форм работы с воспитанниками. Всестороннее развитие личности можно с успехом осуществлять только в коллективе и через коллектив. Н. Е. Щуркова предлагает для сплочения детского коллектива проведение таких форм групповой деятельности с детьми, которые были бы методически интересны, не требовали большой подготовки, но при этом позволяли бы гораздо лучше узнать своих товарищей. Она предлагает 30 форм групповой деятельности, которые представлены в книге «Собрание пестрых дел». Эта книга стала настольной книгой в работе воспитателей нашего центра. Занятия, проводимые по методике Н. Е. Щурковой, предусматривают, что ребёнок, сообща с воспитателем, познаёт мир, взаимодействует с ним, старается его полюбить. И, вступая во взаимодействие с данным миром, все более приобретает способность настолько же осмысленно и сознательно выстраивать собственную жизнь в согласии (либо противоречии) с данным миром. Воспитатели нашего учреждения используют следующие формы работы по технологии Н.Е. Щурковой:
-«Театр – экспромт», « День добрых сюрпризов» «Волшебный стул», «Разброс мнений».
Современные воспитательные технологии, использование информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию воспитательного процесса с учетом их способностей и уровня развития.
При работе с воспитанниками в нашем центре использование современных воспитательных технологий актуально и имеет большое значения для формирования личности ребенка и его успешной социализации.

Литература:
1. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009 г.;
2. Библиографическое описание: Евсюткина П. А. Инновационные коррекционные педагогические технологии [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 183-185.
3. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб. КАРО, 2007
4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО,2007
5. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. – Ростов: Феникс, 2007

 

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии