Библиотека

Зарегистрируйтесь и разместите здесь свои материалы.

  • "Развитие законодательства в сфере развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ". Презентация с Межрегиональной конференции по актуальным вопросам семейного устройства детей-сирот, 17-18 декабря 2013 года, Москва

    Тип: Материалы семинара, конференции
    Автор: Лашкул Марина Валерьевна, консультант отдела нормативного регулирования в сфере защиты прав детей Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации

  • "Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калужской области". Презентация с Межрегиональной конференции по актуальным вопросам семейного устройства детей-сирот, 17-18 декабря 2013 года, Москва

    Тип: Материалы семинара, конференции
    Автор: Лаврентьева Ирина Игоревна, и.о. начальника управления по опеке и попечительству Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области

  • "Инновационные технологии семейного устройства воспитанников детского дома". Презентация с Межрегиональной конференции по актуальным вопросам семейного устройства детей-сирот, 17-18 декабря 2013 года, Москва

    Тип: Материалы семинара, конференции
    Автор: Елена Николаевна Рындина, директор БОУ ВО «Вологодский детский дом № 2», Заслуженный учитель РФ, к.п.н.

  • "Модель сетевого взаимодействия организации для детей-сирот и ОБПР, в сфере семейного устройства воспитанников в Вологодской области". Презентация с Межрегиональной конференции по актуальным вопросам семейного устройства детей-сирот, 17-18 декабря 2013 г.

    Тип: Материалы семинара, конференции
    Автор: Коновалова Александра Павловна, начальник управления специального образования и социально-правовой защиты детей Департамента образования, Вологодской области, кандидат педагогических наук, доцент

  • "МБОУ "Центр сопровождения семьи и детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Надежда»". Презентация с Межрегиональной конференции по актуальным вопросам семейного устройства детей-сирот, 17-18 декабря 2013 года, Москва

    Тип: Материалы семинара, конференции
    Автор: Дуплякина Светлана Николаевна, директор МБОУ "Центр сопровождения семьи и детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Надежда»"

  • "Модель развития системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Презентация с Межрегиональной конференции по актуальным вопросам семейного устройства детей-сирот, 17-18 декабря 2013 года, Москва

    Тип: Материалы семинара, конференции
    Автор: Возжаева Е.И., начальник Управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы


  • "Информационная поддержка развития семейных форм устройства детей-сирот в Калужской области". Презентация с Межрегиональной конференции по актуальным вопросам семейного устройства детей-сирот, 17-18 декабря 2013 года, Москва

    Тип: Материалы семинара, конференции
    Автор: Владимирова Наталья Валентиновна, Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области

  • Телефон доверия для детей и родителей. Зарубежный опыт

    Тип: Статьи
    Автор: Федунина Н.Ю.

    Телефонные линии для детей и подростков существуют сегодня во многих странах и являются одной из стратегий интервенции в социально значимых областях

    Источник: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3387
  • Библиотека аутизма

    Тип: Сборники материалов
    Автор: Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети»

    Различные материалы, касающиеся раннего детского аутизма

    Источник: http://www.autism.ru/autism.asp?name=lib&level=0
  • Журнал "Психиатрия"

    Тип: Журналы
    Автор: ФГБУ «Научный Центр психического здоровья»

    Научно-практический рецензируемый журнал

    Источник: http://www.psychiatry.ru/stat/74
  • Защита прав-детей мигрантов на примере реализации Проекта FACT

    Тип:
    Автор: Хомуева Е.Ю.

    Защита прав-детей мигрантов на примере реализации Проекта FACT

    (Fight against child trafficking).
    I. Определение проблемы. Цели и задачи проекта FACT. 
    На сегодняшний день Россия является второй страной (после Америки) по количеству мигрантов, в т.ч. и детей. Основная нагрузка приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. По статистическим оценкам значительная часть Молдаван, приезжающих в Россию являются трудовыми мигрантами, и прибывают на территорию РФ нелегально. Проблема эта является лишь констатацией факта, т.к. нет методик по социальной интеграции, нет специалистов, нет законодательных актов, которые бы в полной мере защищали права мигрантов. В такой ситуации мигранты превращаются в маргинальную часть населения, которая «боится» и «скрывается», что затрудняет пути безконфликтного взаимодействия в обществе. Дети мигрантов зачастую подвергаются эмоциональному насилию (например, в школе, со стороны сожителей), становятся участниками социальных конфликтов, не имеют доступа к социальным, образовательным и медицинским услугам, становятся жертвами траффика и эксплуатации. Учитывая эту проблему, Правительство Республики Молдова совместно с фондом Terre Des Hommes (далее TDH) разработало проект по выявлению, защите и добровольной сопровождаемой репатриации детей-мигрантов. Фонд TDH учрежден в 1960 году и направляет свою деятельность на защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2005 году Фонд зарегестрировал свое Представительство в Республике Молдова. С того же года началась реализация Проекта FACT (Fight Against Child Trafficking), целью которого является предотвращение торговлей детьми в Республике Молдова и на территории других государств. С 2011 года одним из направлений деятельности Проекта FACT стала отптимизация транснациональных механизмов выявления и перенаправления детей, жертв торговли, а так же детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, с 2011 года основной целью проекта является уменьшение числа детей жертв родительского пренебрежения, эксплуатации, торговли детьми в Республике Молдова C 2012 года модель проекта FACT, реализуется в рамках Интеграционного Центра «Миграция и закон». Цели Проекта ФАКТ: 1. Создание условий для постоянного межведомственного сотрудничества между РМ и РФ в целях выявления, защиты, репатриации, реабилитации и реинтеграции молдавских детей, жертв жестого обращения, эксплуатации и торговли. Трудность: разная ведомственная подчинённость учреждений нередко препятвует более оперативному процессу репатриации (случай - Илуца). Межведомственное взаимодействие и обеспечение защиты детей осуществляется при помощи социальных сетей по защите ребенка на разных уровнях власти (районном, местном). Тут необходимо подчеркнуть важность создания социальных сетей, командной работы, отработку механизмов межведомственного взаимодействия, так как только детальное изучение условий въезда в страну, пребывания ребенка в Российской Федерации (или его рождения на терр. РФ) определяют дальнейшую успешную социальную интеграцию на территории РФ или жизнь после репатриации в Республике Молдова. 2. Создание сетей по защите молдавских детей без сопровождения, детей в ситуации риска или жертв эксплуатации/траффика, выявленных на территории РФ. 3. Координация усилий всех людей, включенных в жизнь ребенка, выработка единой стратегии в отношении ребенка, взаимные рекомендации, взаимный план действий. Определения круга лиц, которые создают поддерживающую сеть, определение рисков, создание группы ответсвенности. Важно, чтобы все работали на защиту ребенка, а не на защиту своих границ. Цель репатриации: защита прав детей-мигрантов, достижение постоянства и стабильности в жизни детей. Учитывая цель репатриации основным условием в процессе помощи ребенку является выявление семейной формы защиты, т.е. поиск биологических родителей, ближайших родственников или подбор замещающей семьи. 

    II. Модель защиты: от выявления до реинтеграции. 
    Процедура отражает опыт, накопленный на протяжении с 2005 по 2007 г. государственными и неправительственными структурами в деятельности по защите прав детей, находящихся в трудном положении за рубежом, и призвана регламентировать весь процесс защиты молдавских детей, от выявления в РФ до реинтеграции в семью или безопасную среду. В 2008 году Правительством Республики Молдова (РМ) году было утверждено Положение о процедуре репатриации детей и взрослых – жертв торговли людьми, нелегальной миграции, а так же детей без сопровождения. На основании данного положения с 2009 года МТСЗС организует миссии по репатриации детей, выявленных без присмотра на территории других стран, в нашем случае в России. На сегодняшний день в социальную партнерскую сеть входят следующие учреждения и организации. Партнеры Проекта (участники процедуры) 1. Министерство труда, социальной защиты и семьи. Районные отделы социальной помощи и защиты семьи, социальные ассистенты и социальные работник на местах. 2. Министерство иностранных дел (Посольство). 3. Министерство Образования на разных уровнях (Управление образования, молодежи и спорта, Центры временного размещения детей, службы для семьи и ребенка). 4. Министерство Здравоохранения (Центры временного размещения и реабилитации детей раннего возраста, семейные врачи). 5. Министерство Внутренних дел (Центр временного содержания, управление по делам несовершеннолетних и районные инспектора) 6. Национальный Совет по защите прав ребенка (районные советы по защите прав ребенка, местные советы по защите прав ребенка). При оказании помощи семье важно подключать к работе (включать в партнерскую сеть) все учреждения, как в рамках районного, так и местных уровней по защите прав ребенка. В контексте работы проекта FACT мы можем говорить и о том, что создание сети – это разработка сети ресурсов в большинстве случае для неформального обмена информацией, данными. Под не формальностью информации мы подразумеваем процесс оперативного решения задачи, а под разработкой сети ресурсов поиск организаций/подбор людей, которые могли бы оказывать необходимую и своевременную помощь детям-мигрантам в трудной жизненной ситуации. Успешная семейная и социальная интеграция основывается на скоординированных действиях государственных и неправительственных структур, каждая из которых может предложить ребенку квалифицированную помощь в зависимости от выявленных нужд ребенка и его семьи. Социально психологические выводы специалистов, обмен информацией о работе, проводимой с ребенком в РФ и с ребенком в РМ, помогает специалистам определить эффективные подходы к ребенку и содержание работы с семьей. 
    Этапы процедуры: 
    1. Выявление и отобрание детей из опасной среды в стране назначения (констатация случая). 
    2. Защита ребенка в стране назначения. 
    3. Установление и поиск родителей/опекуна в стране происхождения. 
    4. Подготовка миссии по репатриации. 
    5. Репатриация ребенка в страну происхождения. 
    6. Срочная защита, помощь и подготовка реинтеграция ребенка в республике Молдова. 7. Реинтеграция репатриированных детей в семью и мониторинг процесса (минимум 6 мес.) Процедура позволяет скоординировать действия молдавских и российских защитных учреждений в соответствии с существующим законодательством, но соблюдать наивысшие интересы ребенка, реализуя следующие принципы: 
    1. Уважение и учет мнения ребенка по поводу принятия решений касающихся его судьбы; 
    2. Решение о репатриации принимается, когда найдены адекватные формы защиты (семейные). 
    3. Преемственность мероприятия (в т.ч. реабилитационных) между РМ и РФ (реализуется путем подготовки специалистами РФ и передачи в РМ качественной рекомендательной и иной информации о ребенке). 
    4. Долгосрочная защита (мониторинг ситуации ребенка в рамках индивидуального плана реинтеграции). На сегодняшний день мы можем сказать, что большинство выявляемых молдавских детей на территории Российской Федерации репатриируются (в дальнейшем реинтегрируются) в Республику Молдова. Миссии по репатриации молдавских детей организуются МТСЗС РМ в РФ. Ежегодно в среднем бывает около 5-6 миссий по репатриации детей, репатриируются около 20-25 детей. Были отдельные случаи, когда родственники выезжали за детьми, но эти случаи единичны. Система рапатриации в РМ основана на составлении и оценке индивидуального плана ребенка, важна преемственность и последовательность всех действий и мер, предпринятых органами защиты ребенка в РФ. Это ситуация выявления неблагополучия, поступления в учреждение, динамика поведения и состояния здоровья, словом весь социальный анамнез, которые может негативно/позитивно сказываться на дальнейшем жизнеустройстве ребенка. Пример преемственности информации: сотрудничество с приютом Алтуфьево, СРЦ Белгород. С целью первичной диагностики, планирования и преемственности информации ведется документрование каждого случая и собирается следующий (базовый) пакет документов (сведений) на ребенка. 
     Документирование. 
    1. Документы, удостоверяющие личность ребенка. 
    2. Документы по выявлению ребенка и направлению его в учреждение. 
    3. Медицинские данные (сведения о состоянии здоровья) 
    4. Психолого-педагогическая оценка ребенка (интернатные и образовательные учреждения). 
    5. Акт обследования ЖБУ семьи, находящейся в кризисе. 
    6. Справка (информация) о ближайших родственниках. 
    7. Оценка и мониторинг социальной ситуации. 
    8. Подготовка к возвращению в Республику Молдова: согласие на выезд в РМ (старше 10 лет). В психолого-педагогическом аспекте выясняется мнение ребенка (семьи) о готовности вернуться, его представления о будущем после возвращения, которые направлены на снижение уровня тревоги, снятия ситуации неопределенности (особенно для детей, которые выехали давно). 
    Условия репатриации.
    1. Соблюдение интересов ребенка согласно международным стандартам и стандартам РМ. 
    2. Гарантия условий дальнейшей семейной и социальной (ре) интеграции репатриированных детей в Молдове. 
    3. Предварительный индивидуальный план (ИП) реинтеграции. 
    4. Учет мнения ребенка при подготовке миссии. 
    5. Информирование и подготовка ребенка к миссии. 
    6. Соблюдение прав детей-нелегальных мигрантов. 
    7. Изучение условий семьи до возвращения ребенка. 
    8. Изучение возможностей местных струтктур по защите детей для обеспечения процесса принятия долгострочных мер по защите и обеспечения мониторинга ситуации ребенка. 
    9. Привлечение заинтересованных местных струткур защиты и обеспечение координированных/согласованных действий по оказнию помощи ребенку. 
     Принцип работы: социально-ориентированная модель. TDH организует свою деятельность по оказанию индивидуальной помощи ребенку на основе семейно-ориентированной модели действия. Социально-ориентированная модель работы ставит перед собой, прежде всего организацию работы таким путем, чтобы укрепить биологическую семью, мобилизовать ее внтуренние ресурсы путем поддержки для защиты и воспитания детей. Готовность семьи помогать ребенку и предпринимать активные дейтсвия является определяющим моментом в жизни ребенка. Семейно-ориентированный подход подразумевает активное использование доступных ресурсов (общественные организации, дальние родственники, друзья и систему общественной поддержки). При работе со случаем необходимо повышение уровня заинтересованности членов семьи и государственных структур в достижении перемен. Важно отметить, что Проект подразумевает только добровольную и сознательную репатриацию при поддержке со стороны уполномоченных структур с обеих сторон (РМ и РФ).

    Законодательная база. 
    Деятельность по защите прав детей-мигрантов и семей-мигрантов, находящихся в кризисной ситуации, регулируется законодательными актами Республики Молдова и Российской Федерации. Важно учесть, что применение того или иного законодательного акта будет зависеть от «масштаба» (территориальной принадлежности) того или иного вопроса. 
    1. Постановление Правительства РМ №948 от 07.08.2008 г. 
    2. Волгоградское соглашение (региональный законодательный акт). Соглашение о сотрудничестве МВД в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их проживания, предусматривающее возвращение несовершеннолетних в страны происхождении через транзитные приемники-распределители системы МВД. Способствуя защите прав и законных интересов несовершеннолетних, данная процедура, однако не обеспечивала: - мероприятий по надлежащей социальной и психологической реабилитации детей. - защиту ребенка от стресса при перемещении из одного учреждения в другое -профилактику повторного попадания ребенка в ситуацию риска. Процедура не обеспечивает преемственность в работе защитных струккутр РФ и РМ, что значительно снижает эффективность реабилитационных мероприятий.
    Модель: двухсторонняя процедура защита ребенка, находящегося в трудном положении в чужой стране. 
    3. Минское соглашение 
    4. Закон РМ о правах ребенка (1994) 
    5. Закон РФ и РМ о миграции 
    6. Законы РФ и РМ о гражданстве 
    7. Договор между РФ и РМ о правой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 год). 
    Анализ проблем и цифры. 
    1. Отказники. Присвоение гражданства РФ молдавскому ребенку ранее 6 месяцев со дня его рождения и без учета факта, что МТСЗС РМ проявило интерес по устройству судьбы этого ребенка (Бучила). 
    2. Не информирование/несвоевременное информирование Консульства РМ о выявлении молдавского ребенка, оставшегося без попечения в РФ.
     3. Ораганы опеки не учитывают мероприятия по поиску родственников в РМ и устраивают детей в опекунские семьи. 
    4. Нет социально-педагогической подготовки детей к репатриации. 
    5. Учреждения РФ передают детей посторонним лицам по доверенности от родителей, возвращая в ситуацию риска. 
    Опыт + проблемы: 
    1. Апробирована практика информирования детей о перспективах их жизнеустройства в РМ (приют Алтуфьево). 
    2. Вместе с личным делом ребенка передаются следующие документы: медицина + психолого пед характеристика, что повышает качество программ по реинтеграции. 3. Взаимодействие с Посольством. 
    Цифры: От общего количества детей 50-55% рождены в РФ, 45% приехали вместе с родителями на заработки. 60-70% детей реинтегрированы и репатррированы в Молдове. 18-25% интегрированны в РФ (в биологические или расширенные семьи, получили гражданство РФ). Формами защиты репатриированных детей являются в большинстве случаев биологическая/расширенная семья (40-45% случаев), на другие семейные формы устройства уходят (усыновление, патронатные семьи) от 8 до 10% детей, в центрах временного размещения (дети, которые нуждаются в специализированном уходе) 6-8 % детей, ПТУ/техникумы – 2-4% детей.  

    IV. Факторы, влияющие на управление случаем в рамках FACT
    1. Неопределенность статуса детей (ограниченность в правах, ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ») 
    2. Запутанность законодательства, регламентирующего защиту детей 
    3. Слабое знание законодательства специалистами, что в свою очередь ведет к затягиванию принятий решений о судьбе ребенка. 
    4. Большое количество ответственных лиц без согласования действий, отсутвие одного социального менеджера, адвоката случая. Это приводит к расплывчатости границ ответственности между защитными учреждениями РФ. 
    5. Детей часто перемещают из учреждения в учреждение (смена ответственных лиц) 6. Юридическое положение ребенка (отказник, сирота, ОБПР). Аспектами управления случаем в России в рамках проекта FACT является взаимодействие на 2-х уровнях: национальном и транснациональном. 
     1. Национальный уровень характеризуется в основном этапом определения временной защиты в Российской Федерации. Он регламентируется законодательством РФ. Категории детей по их юридическому положению рассматриваются как дети, в трудной жизненной ситуации или дети (социально опасное положение), оставшиеся без попечения родителей. Главная задача на национальном уровне ведения случая – обеспечение социальной реабилитации и защиты ребенка до репатриации, доступ к медицинским и образовательным и психологическим услугам. 
     2. Транснациональный уровень – международное взаимодействие по устройству судьбы ребенка. Он регламентируется международным законодательством, и основные трудности тут возникают в том, что нет четко прописанной линии поведения между государствами. Основные вопросы, которое помогает решать сотрудничество: своевременное оповещение РМ о ребенке; подготовка условий для реинтеграции ребенка в РМ; подготовка ребенка к репатриации совместно с МТСЗС и Tdh.

    Структура и схема взаимодействия менеджера случая в зависимости от возраста ребенка и проблем в Проекте. 

    0-3 года

    Этапы

    Проблемы

    Ответсвенные

    Выявление

             врожденные заболевания;

             психологическая травма;

             неопределенный статус (проблемы с помещением в учреждение);

             долгое пребывание в больнице без необходимой развивающей среды

     

    Роддом

    ООП

     

    Временная защита

             Безосновательное присвоение гражданства РФ (ранее 6 мес.с момента информирования РМ);

             занесение в Банк Данных о детях ОБПР, следствие – начало процесса передачи под опеку в РФ;

             Недостаточно учитываются индивидуальные потребности и обстоятельства жизни ребенка;

             Разрозненность усилий ведомств, защищающих детей.

     

    Дом ребенка (МЕД.)

    ООП

     

    Репатриация

             Нескоординированность передающей и принимающей сторон в вопросах заболеваний ребенка («сломанный телефон»);

             Передача ребенка в состоянии болезни (ОРВИ, отит, и т.д.);

             В случаях наличия заболеваний российское учреждение не передает лекарств на период репатриации;

     

    Дом ребенка

    ООП

    МТСЗС РМ

    Консульство РМ

    Tdh

     

    3-18 лет

    Выявление

             Больница передает ребенка по доверенности родственникам/иным указанным лицам, возвращая его в ситуацию риска;

     

    МВД

     

    Временная форма защиты

             тяжелые заболевания (туберкулез, сифилис);

             психологическая травма;

             осуществление образования;

             Отсутствие документов

     

    Приют/Центр

    ООП

     

    Репатриация

             Отсутствие финансирования для проезда ребенка в Посольство(если учреждение не транзитное);

     

    Приют/Центр

    ООП

    МТСЗС РМ

    Консульство

    Tdh

     



  • ПРОГРАММА психосоциального сопровождения семей, имеющих детей с онкозаболеванием, «Новая жизнь»

    Тип: Учебные и методические пособия
    Автор: Сазонова М. Н. - психолог, Гога О.М. - Председатель, АРОО «Мать и дитя», г. Барнаул, Алтайский край

    Возможности психологической помощи семьям, оказавшимся в кризисной ситуации, имеющим детей с онкозаболеванием


  • Программа центра «Раннего вмешательства»

    Тип: Учебные и методические пособия
    Автор: Ольга Гога, АРОО «Мать и дитя», г. Барнаул, Алтайский край

    Оказание помощи семьям с детьми раннего возраста  

  • Персонализированная социальная помощь: идеи, методы и инструменты для организации работы социальных служб на местах

    Тип: Учебные и методические пособия
    Автор: Handicap International, перевод МОО "Равные возможности"

    Общие вопросы персонализированной помощи, практическое руководство и инструментарий

  • Тайный донор: отчет по исследованию

    Тип: Исследования и аналитика
    Автор: Центр развития некоммерческих организаций, Санкт-Петербург

    Насколько хорошо российские НКО выстраивают коммуникации с частным донором? Как выглядит интернет-пожертвование с точки зрения благотворителя? Насколько это легкий и радостный опыт? Эксперты санкт-петербургского «Центра РНО» восстановили и описали опыт электронного донора. Брошюра рассчитана на организации, привлекающие частные пожертвования, экспертов, а всех, кто интересуется благотворительностью

  • Инвалид в семье: 15 ошибок, которые совершают близкие

    Тип: Статьи
    Автор: Денис СЕМЕНОВ

    В семье произошла беда, близкий человек стал инвалидом. Такое случается. Такое случилось и со мной. Ровно пять лет назад я лежал в коме, из которой вышел совсем в другую жизнь, и жизнь моей семьи тоже стала совершенно другой. Вместе нам предстояло многое понять, многое узнать заново. Сегодня я хочу поговорить о распространенных ошибках, которые совершают близкие инвалида.