Шалковская Ольга

Интервью с начальником отдела профилактики социального сиротства опеки г. Уфы об опыте создания системы помощи кризисным семьям

414
 
Елена Макушина, начальник отдела профилактики социального сиротства уфимского управления опеки и попечительства, отвечает на вопросы о системе помощи кризисным семьям в Уфе.

Расскажите, пожалуйста, про технологию, которую Вам удалось создать здесь, в Уфе?

К системе раннего выявления кризиса в семье мы шли достаточно долго. Процесс начался в 2010 году, когда был разработан и утвержден Порядок межведомственного взаимодействия по работе уполномоченных органов в сфере профилактики социального сиротства. У нас был заявлен  принцип раннего выявления кризиса в семье, этап сопровождения (после возврата ребенка в кровную семью), этап реабилитации кровных семей. Тем не менее, основной акцент был сделан на семьи, находящиеся на грани вывода ребенка из семьи, либо ребенок уже находился в учреждении. И с 2010-2013 года основные силы и ресурсы специалистов были брошены именно на такие пограничные случаи. За три года через систему возврата прошло 188 детей (сейчас 146 детей находится на сопровождении). Сопровождение семей, находящихся в глубоком кризисе, длится 2 года. При необходимости срок продлевается.

Как работает система раннего выявления кризиса в семьях?

С 2010 года впервые в этой системе в полной мере были задействованы социально-психологические центры. Психологи давали заключения на семью и ребенка в процессе устройства ребенка в замещающую семью или о целесообразности/нецелесообразности возврата в кровную семью с описанием возможных рисков и ресурсов семьи. Возврат в семью предполагал обязательный план реабилитации, где четко прописаны все шаги. К концу 2013 года стало понятно, что мы тратим колоссальные усилия на спасение семей, находящихся в глубочайшем кризисе, а количество детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается. А на самом деле важно не довести семью до этой черты. Так возникла идея о создании системы профилактики социального сиротства на ранней стадии.

С 2013 года введена технология (апробирована совместно с Благотворительным фондом профилактики социального сиротства) раннего выявления и сопровождения кризисных семей. Для того, чтобы технология работала, необходимо ввести  штатные единицы, с функционалом  куратора случая, в нашем случае был реализован бюджетный вариант с включением в работу специалистов социально-психологических центров (социальные педагоги, психологи) и других уполномоченных служб города. 

В связи с этим были организованы уполномоченные службы на базе уфимских образовательных учреждений, детских поликлиник и ряда других социальных организаций и служб. В каждом из этих учреждений есть служба или специалист, прошедший обучение,  и владеющие  технологиями раннего выявления кризисных ситуаций в семье, их сопровождением и реабилитацией. Если речь идет о глубоком кризисе, то родителями занимаются социально-психологические центры, где работают опытные психологи и  психотерапевты. Как только семья выведена из кризиса – она выходит на базовый уровень сопровождения уполномоченной организацией (например, школа). Для того чтобы эта система работала эффективно, необходимо проведение супервизии опытными  специалистами.

Что было самым сложным при создании новой технологии?

Изменение концепции работы специалистов  органов опеки и обучение всех категорий специалистов уполномоченных  служб. Именно органы опеки становятся точкой опоры и основным координатором в вопросах реабилитации и восстановления кровных семей. Сейчас процесс поставлен таким образом, что проблемы, связанные с фактами и рисками жестокого обращения с ребенком стараются выявлять на ранней стадии, тем самым происходит предотвращение возможного вывода ребенка из семьи.

Сколько семей приходится на одного сотрудника?

На одного куратора должно приходиться 10-15 семей. Однако если бы мы брали просто систему кураторства, то из этого вряд ли что-то получилось. Здесь важна именно работа центров. Каждый социально-психологический центр является районным методическим объединением уполномоченных служб (школ, поликлиник), который координирует реализацию услуг. Дети и семьи распределяются именно по уполномоченным службам. К примеру, если семье нужна услуга нарколога (такого специалиста нет в социальном центре), то в дело включается уполномоченная служба при поликлинике, при этом куратор продолжает работать с семьей. Таким образом, система работает при четком межведомственном  взаимодействии.

Источник информации: Портал НКО 
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии