Программа модуля "Комплексное сопровождение замещающих семей"

 
Авторизуйтесь чтобы увидеть прикрепленные файлы.
Авторы- составители:
Григорьева Л.Н., директор ГБОУ АО «Вельский детский дом,
Вихрова Л.М., педагог- психолог ГБОУ АО «Вельский детский дом»,
Пилицына Л.Н., педагог- психолог ГБОУ АО «Вельский детский дом»,
Евгеньева Е.В., социальный педагог ГБОУ АО «Вельский детский дом»,
Резанова Н.С., социальный педагог ГБОУ АО «Вельский детский дом»
 
Краткая аннотация модуля программы:

      В настоящее время в России одной из приоритетных задач государственной социальной  политики является передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в замещающие семьи. Интенсификация роста замещающих семей, по всей вероятности  будет продолжаться.
    Осуществление эффективного приёма и воспитания детей практически невозможно вне системы комплексного сопровождения.  Не каждая замещающая семья  в состоянии выполнить свою миссию по компенсации нарушений социализации у приёмных детей, созданию благоприятных условий для их развития и интеграции в общество.
   Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемного ребенка можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
   С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни в семье "группы риска" и сиротском учреждении установками поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. Кроме того, на адаптацию замещающей семьи и приемного ребенка влияет равнодушное, а нередко - и отрицательное отношение общества к детям-сиротам. Это отношение переносится и на семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудняет привлечение семей для организации замещающей семейной заботы. Важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах приучения ребенка к нормальной семейной жизни. Поэтому необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системы педагогического, психологического и социального сопровождения замещающей семьи, которое позволило бы проводить обучение и подготовку семей к приему детей, специально готовить ребенка к помещению в семью, профессионально помогать, ведя семью после помещения в нее ребенка. В ином случае, замещающая семья не всегда может выполнять свои задачи. Стихийно созданные, несопровождаемые замещающие семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо в них приемные дети живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Наиболее приемлемым вариантом выхода из данного круга проблем является создание единого социально-образовательного комплекса - системы межведомственного непрерывного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи.
     Комплексное сопровождение замещающей семьи - это система социальных, психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социальные условия жизнедеятельности замещающих родителей и ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приемного ребенка и повышению профессиональной компетентности замещающих родителей.
  В модуле отражены организация и содержание модели службы сопровождения замещающей семьи на базе государственного образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Модуль может войти в программу повышения квалификации для социальных педагогов, педагогов-психологов, специалистов ООП и других категорий педагогических кадров, занимающихся подготовкой и сопровождением замещающих семей.  
Целевое назначение модуля: развитие компетентности специалистов  в вопросах комплексного сопровождения замещающих семей.
В результате обучения слушатели смогут:
-  познакомиться с опытом работы службы по сопровождению замещающей семьи на базе государственного образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- овладеть  эффективными формами и методами сопровождения замещающей семьи;
- понять важность комплексного сопровождения замещающей семьи для успешного воспитания и развития ребенка.
Категория обучаемых:  социальные педагоги, педагоги -психологи, специалисты ООП и других категорий педагогических кадров, занимающихся подготовкой и сопровождением замещающих семей.  

Общее количество часов  – 8, из них: лекции – 3 часа, практические занятия – 5 часов.
Форма контроля –  выполнение практических заданий, результаты самостоятельной работы.
Типовые задачи и задания (практические задания и самостоятельная работа):
- разработка  критериев мониторинга состояния и развития ребенка в замещающей семье; 
- обсуждение форм и методов  сопровождения замещающей семьи;
- разработка модели сопровождения замещающей семь. 
Ключевые понятия модуля: замещающая семья, комплексное сопровождение, приемные дети, адаптация,  социализация.

Программа доступна для скачивания
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии