Шалковская Ольга

Вопрос о невыплате компенсаций приемным детям, приехавшим в Москву из других регионов, будет решать специальная рабочая группа

942
 
Согласно постановлению № 932, право на ежемесячную компенсационную выплату имеют несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие место жительства в Москве, переданные под опеку, попечительство, в приемную семью или на патронатное воспитание.

На основании этого постановления в выплате льгот отказали опекунам, попечителям и приемным родителям, чьи подопечные зарегистрированы по месту жительства в другом регионе или не имеют такой регистрации. Правительство Москвы объясняет отказ отсутствием регистрации по месту жительства в Москве, несмотря на регистрацию по месту пребывания, ссылаясь на разную трактовку понятия «место жительства» в Законе РФ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Гражданском кодексе РФ.

Среди лишившихся выплат — Мария Аникина, взявшая мальчика-подростка из детского дома в Кемерове. В конце ноября 2015 года семья получила заключение о праве быть опекунами на возмездной основе, мальчика поставили на учет в Москве органы опеки Южного Бутова. 28 декабря Аникина получила от сотрудников органов опеки справку, в которой говорится, что по закону Москвы «региональные» дети не имеют права на ежемесячную компенсационную выплату.

«На мой вопрос, почему «региональные» дети так вдруг лишились поддержки и что это за закон города, который противоречит закону страны, ведь все дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на выплаты и содержание, начальник опеки ответил, что это указание департамента труда и социальной защиты населения. В середине февраля мы явились в органы опеки Южного Бутова, где нам сообщили о снятии ребенка с учета и пояснили, что постановка на учет «регионального» ребенка была ошибкой. Нам вручили уведомление об отправке личного дела мальчика обратно в Кемерово. По закону ребенок должен проживать вместе с опекуном, но в опеке нам сказали, что мы можем переехать в Кемерово сами или сдать ребенка обратно в детский дом», — рассказала Аникина.

По словам представителей Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, который назначает компенсационные выплаты, выход нового постановления помог снять противоречия в новых правовых актах, регулирующих отношения в сфере опеки и попечительства. Возникающие при реализации постановления проблемы связаны с неточным понятием места жительства в федеральных законах. Представители департамента настаивают на поправках в федеральное законодательство, которые помогут урегулировать вопрос переезда ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В то же время заместитель министра образования Московской области Людмила Овечкина отметила, что в Подмосковье проблем с трактовкой понятий не возникает, органы опеки руководствуются ст. 20 Гражданского кодекса РФ, и выплаты получают все дети без попечения родителей, живущие на территории Московской области. По словам Овечкиной, место жительство ребенка подтверждает не только постоянная регистрация — половина детей в Подмосковье ее не имеет.

«За 15 лет я отменил через суд много постановлений правительства Москвы об увязывании наличия прав с местом регистрации, — говорит член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Евгений Бобров. — Регистрация определяет не наличие права, а место его реализации. Если у тебя есть право, то должно быть и место его реализации. Разумеется, место жительства не может подтверждаться только регистрацией. Если у человека есть документы, подтверждающие вселение, проживание, лечение, воспитание, то значит, есть место жительства».

По мнению Боброва, понятие места жительства может быть только одно, и оно определено ст. 20 Гражданского кодекса как место постоянного или преимущественного проживания — под постоянным подразумевается 365 дней в году, под преимущественным — больше 183. Он предлагает издать постановление правительства о критериях документов, подтверждающих место жительства, которое поможет снять все противоречия, связанные с отсутствием регистрации.

Замруководителя Департамента труда и социальной защиты города Москвы Алла Дзугаева отметила, что число детей, переезжающих из других субъектов Федерации в столицу, с каждым годом растет, и город испытывает трудности с выплатой компенсаций. По ее мнению, компенсационные выплаты — солидарная ответственность регионов, где родился ребенок и куда переехал, поэтому их должны осуществлять оба субъекта РФ.

«В свое время федеральный бюджет избавился от социальных обязательств, передав их регионам, и сейчас мы явно находимся в той ситуации, когда не все регионы с этим справляются. Сейчас не справляется Москва, и можно предположить, что через год-два то же самое произойдет в убыточных регионах. Здесь возможны несколько вариантов – закрепленная федеральная фиксированная сумма, которая распределяется между регионами, либо межбюджетные обязательства по переводу денег за детьми из своего субъекта, — добавила президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. — Но несмотря на то, что мы все время говорим про деньги, про перемещение семей, которые, кстати, имеют полное право жить, где хотят, интересы ребенка – это главный вопрос, который требует решения на федеральном уровне. Место прописки не может быть интересом ребенка».

На время принятия поправок эксперты предлагают приостановить действие постановления № 932. Департамент труда и соцзащиты сообщил о формировании рабочей группы, которая рассмотрит вопрос о невыплате компенсаций в индивидуальном порядке. Приемные семьи, желающие участвовать в работе группы, могут обратиться в территориальный отдел опеки.

Источник информации: АСИ

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии